|
Переяславцы, тесно связанные с владимирцами, имели «едино сердце» со стольным
городом во всех спорах за единство Суздальского края. Они умели с выгодой
торговать. Сюда приходили сотни новгородских, десятки смоленских и иных купцов.
Тридцатилетнего Ярослава (он родился в 1191 году) с детства судьба бросала по
чужим княжествам. Это был человек, воспитанный в духе суздальского
единодержавия своего отца Всеволода Большое Гнездо, чьи полки могли «Волгу
веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать». Темпераментный в осетинку-мать
и решительный в отца Ярослав не был, однако, удачлив. Такое уж было время.
Одиннадцати лет от роду, в 1202 году, он — князь Переяславля южного —
участвовал в походе на половцев; вскоре отец женил его на половецкой хатуни —
княжне, внучке недоброй славы хана Кончака. В пятнадцать лет он очертя голову
промчался на конях полтысячи километров через всю Русь, чтобы занять галицкий
стол, предложенный ему союзной Венгрией. Но опоздал — черниговский князь уже
вступил в Галич, а Ярослав был изгнан из Переяславля. Участвуя в
суздальско-чернигов-ской войне на юге, он штурмовал мятежный Пронск и княжил в
непокорной Рязани. Рязанцы предали его, а Всеволод «за обиду» сына сжег их
город.
После смерти отца овдовевший Ярослав правил в Переяславле Залесском как верный
подручник своего старшего брата Юрия. Он вторично женился, на этот раз на
Ростиславе, дочери знаменитого ратоборца — смоленско-торопецкого князя
Мстислава Удалого. Но вскоре поссорился с тестем из-за Новгорода. Дело дошло до
войны. в печально известной битве на реке Липице в 1216 году полки Мстислава
разгромили суздальцев. Через сотни лет на поле этой брани нашли шлем Ярослава с
надписью на нем: «Великий архистратиже господен Михаиле, помози рабу своему
Феодору» (Федор — имя, полученное Ярославом при крещении). Но потеря шлема еще
полбеды. Мстислав Удалой в гневе отобрал у зятя свою дочь. Тщетно Ярослав
упрашивал тестя воротить любимую Ростиславу...
Таков был отец Александра.
Попрочнее устроившись в Переяславле, Ярослав вновь женился. Его женой стала
Феодосия Игоревна — внучка вероломного князя Глеба Владимировича. Тот, решив
укрепить свою власть в Рязанской земле, пошел на отчаянный шаг. Он собрал в
1218 году на совет семерых князей с боярами, а своим слугам тайно велел
окружить их в шатре и перебить. Уцелевший от гибели Ингвар Игоревич занял
рязанский стол; при этих обстоятельствах Ярослав сблизился с его сестрой
Феодосией и женился на ней.
Вскоре у них родился первенец — Федор, а на следующий, 1220 год, другой сын —
Александр.
В Переяславле и проходили первые годы детства Александра.
...Детство — это мир были и сказки. Русские былины учили верить во
всепобеждающее мужество богатырей, сказки — в конечное торжество добра, в
счастливый исход, а также в то, что и жар-птицу и живую воду не добыть без
крестьянского сына Иванушки.
В ту пору люди не признавали долгого детства и рано видели в сыновьях маленьких
мужчин. Средневековые писатели и поэты обошли молчанием этот возраст своих
современников.
Незаметно подошло время постригов. Совершил их епископ Симон — видный деятель
тогдашнего духовного просвещения. Он — игумен Рождественского монастыря во
Владимире, один из авторов «Печерского патерика» п представитель утонченной
культуры владимиро-суздальской придворной среды.
Постриги — рыцарский обряд перехода княжича из детства в отрочество. Это всегда
торжественное празднество, на которое съезжались княжеские дружинники.
Длилось оно неделями, и князь-отец щедро одаривал собравшихся ко двору вассалов.
Обряд постригов совершался в соборе. Переяславцы гордились Преображенским
собором святого Спаса. Это был типично крепостной, простой храм для двора
воеводы и прихожан-горожан. Его четырехстолпная квадратная белокаменная глыба
несла на себе могучую главу. Он стоял «ак некий символ уверенности, спокойствия,
силы. Но был храм примечателен и тем, что сам Юрий Долгорукий ч „исполни“ его
„книгами и мощями святых дивно“.
В соборе маленького князя усадили на высокую подушку. Епископ Симон ножницами
подрезал ребенку кудри, После заздравных молебствий будущего воина в
присутствии двора и горожан перепоясали мечом и посадили на коня. Конь считался
символом силы и мужественности. Когда хотели сказать, что человек болен,
говорили: он не может даже «на конь всести». Не зря под угол строящегося дома
клали череп коня, а верхняя часть фронтона именовалась «коньком».
Отныне княжич покидал женскую половину, хоромы своей матери княгини Феодосии, и
|
|