|
никто никогда не узнает, что произошло».
Подразумевалось, что из тех далеких краев Кир Ахеменид не вернется.
Враждебность старого коварного Астиага приговорила его к смерти, как
неподходящего наследника мягкого Камбиса. Астиаг предпочитал, чтобы Камбису
наследовал беспомощный внук.
Когда Кир влетел в лагерь конных лучников, все дурные предчувствия его оставили.
Гул над вьючными животными, ржание гордых нисайских жеребцов подбодрили его,
как дуновение горного ветерка. Персидские воины побежали к колеснице, крича:
— Хвала всем богам, Пастух здесь!
Самый первый из всех к колеснице примчался конюх Эмба и пал на колени,
приложившись к ноге Кира. Уже сидевшие на конях мужчины подбрасывали вверх свои
пики с флажками, и встреча превратилась в демонстрацию дружбы и
доброжелательства.
— Теперь-то веришь в мою честность? — крикнул Гарпаг. — На севере тебя ждет мой
сын с проводниками. Да хранят вас обоих Иштар и Шамаш! — С этими словами, ловко
использовав подходящий момент, он укатил в своей колеснице.
И вот случилось так, что Кир по собственной воле снова повесил на пояс меч и
отправился в путешествие и на войну, хотя и скромную, за Мидию. Он продолжал
носить кинжал Манданы, поскольку многие воины им восхищались.
Почти сразу же на дороге он получил хорошие известия. Гонец из Экбатаны,
догнавший их полк, привез поздравления от царя Астиага и сообщение о рождении в
Парсагардах второго сына Кира. Это случилось на тридцатом году его жизни. Жена
назвала мальчика Бардья, что значило «плодородный». Кир не был в восторге от
этого имени, но ничего не мог поделать.
Когда зимние ветры закрыли перевалы позади продвигавшихся воинов, Кир перестал
получать вести из городов. Он превратился в слепца, бредущего по незнакомой
дороге. Не слышал он о смерти Навуходоносора, ничего не знал об освобождении из
заточения в Вавилоне Иоакима, царя иудейского. Послание, которое Губару
направил, как и обещал, чтобы предупредить Кира, нашло лишь Камбиса,
копавшегося в саду. Поскольку смерть великого царя Вавилонии прибавила сил
мидянину Астиагу, Губару немного подождал и послал землю и воду как знаки
подчинения в Экбатану.
В самом Вавилоне возник раздор между жрецами Мардука и отпрысками прежних царей.
Иудейский пророк, некий Исайя, второй, носивший это имя, наблюдал за этой
распрей. Исайя возвысил свой голос: «Рыдайте, ибо день Господа близок. Каждый
обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. И Вавилон, краса
царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра».
Некоторые останавливались на улочках Вавилона послушать Исайю. Ведь говорил он
с ними так, будто слова шли от Яхве, Господа. «Я подниму против них мидян. Луки
их сразят юношей и не будут знать пощады». Исайя призывал слушателей посмотреть
на север и обратить внимание на горы. «Большой шум на горах, как бы от царств и
народов, собравшихся вместе. Господь Саваоф обозревает боевое войско».
В действительности сила Астиага в горах росла и распространилась на Арарат,
урартов, манна и скифов.
Затем в Парсагардах заболел и умер Камбис, и только несмышленые внуки стояли у
его ложа.
Часть вторая
КЛЯТВА КИРА
ПУТЬ АРИЙЦЕВ
Горы служили народам укрытием — такой вывод сделал для себя Кир. Оказалось, что
на далеком севере, в величественных Голубых горах, это так же справедливо, как
и на плато вокруг мирных Парсагард. По-видимому, войны и эпидемии, а также
переселения народов, словно большие реки, выбирали для себя обширные равнины,
выходящие, как правило, к морю. Так же, кстати говоря, формировались
цивилизации с их окруженными стенами городами и торговыми путями. А когда
народы по различным причинам хотели избежать конфликтов низменностей, они
|
|