|
славший чуму, чтобы наказать народ Давида за грех переписи. Чтобы
избавить невиновных от кары, Давид, который нес ответственность, по совету
пророка Гада купил гумно, и после жертвоприношения «моровая язва» прекратилась
(2 Цар., 24: 15 – 25).
Даже в истории не содержится ни единого намека на то, что до покупки место
использовалось для жертвоприношений. Похоже, что связь покупки нового храмового
места с пророком Гадом основана на историческом факте. Известно, что пророк
Нафан пытался помешать строительству Храма и даже обосновал свою точку зрения.
Гад же оказался одним из тех, кто присоединился к Давиду в те тяжелые времена.
В период противостояния с Саулом, похоже, он постоянно возвращался к мысли о
необходимости сооружения главного святилища, чтобы совершение обрядов
происходило под защитой царя. Похоже, что во время чумы он сумел оказать
давление на царя и добился обещания построить храм, – возможно, именно Гад и
его единомышленники в момент просветления выбрали это скалистое плато. Позднее
именно на этой скале оказались святыни трех религий, отчего и возникло
множество легенд, связанных с этим местом.
Вначале религиозное воображение сосредоточилось на самом месте. В
Паралипоменонах засвидетельствовано, что у Орны Иевусеянина было гумно на горе
Мориа (2 Пар., 3: 1), напоминавшее место, где Аврааму пришлось принести в
жертву своего сына Исаака (Быт., 22: 2). Очевидно, для обоснования
правомерности выбора священного места автор Паралипоменон использовал древний
сюжет о прощении греха и явлении Бога.
После разрушения Храма возникла потребность в появлении нового священного
места, единого для всех. Здесь, на северном склоне скалы, находился камень (его
и сегодня показывают всем желающим), где спал Иаков, когда он увидел лестницу,
поднимавшуюся от Вифлеема к небесам.
Разве не здесь стоял алтарь сыновей Адама, Каина и Авеля, на котором они
приносили свои жертвы? Позже сюда пришел Ной, чтобы принести благодарственную
жертву после потопа, когда голубь принес ему символ мира с Горы олив,
расположенной на другой стороне. Позже стало известно о камне, лежавшем в
святая святых перед ковчегом Завета, где стоит кадило, с которым первосвященник
служит раз в году в День искупления (Мишна-иома, 5: 2).
Этот камень называется «эвен-шетиа» или «краеугольный камень», в известном
смысле название оказалось связанным с каналами, известными как шитин, их воды
уходят внутрь глубин, еще не исследованных. На этом основании делались
предположения о характере Вселенной (Тосефта-иома, 3: 6), следовательно,
происхождение камня возвращает нас к первому дню творения (Суккот, 49а).
Считали, что из-под скалы вытекает райский источник, чьи воды поднимаются до
небес, оттуда они падают вниз в виде дождя и оплодотворяют землю. Здесь же
находятся врата в подземный океан, текущий глубоко под землей, именно из горсти
земли, взятой под Скалой, был создан человек.
В исламе Скала считается самым священным местом после Каабы в Мекке. Именно
здесь пророк Мухаммед спустился с небес на своем коне Бураке, отпечаток его
ноги можно увидеть на Скале. Сегодня на этом месте возвышается величественный
свод мечети Омара. Вдоль стен пещеры, под сводом, можно увидеть доски с
вырезанными на них словами молитв, принадлежащих Аврааму, Давиду и Соломону, а
в дальних глубинах пещеры в определенное время появляются их души.
В исламе утвердилась еврейская легенда о первом камне мироздания и о камне
Иакова, а сама Скала воспринималась как мыслящее существо. Когда Мухаммед
произнес: «Приветствую тебя, о Скала Господа!» – то Скала ответила: «Пусть
пребудет мир с тобой, о Посланник Господа!» И сегодня указывают на то место,
где, как полагают, были сказаны эти слова.
В христианство вошли многие из упомянутых легенд, в основном во времена
Крестовых походов. Отпечаток Мухаммеда стал рассматриваться как место, где
Иисус изгнал менял из Храма, говорили, что неподалеку от храма Иакова Мария
вошла в Храм с младенцем Иисусом. В иудаизме Скала связывалась с
космогоническим мифом, в исламе – с историей вероучения, а в христианстве стала
местом одного из эпизодов Евангелия. Мы стремились показать, что в основе
общего отношения трех религий к сакральности этого места лежит единая система
ценностей. До того как Давид приобрел скалу у Орны, она была просто полезным
природным объектом. После постройки на ней храма Соломона она стала священным
местом для большей части человечества.
Точно определить местоположение храма Соломона мы можем только по измерениям
Скалы, поскольку никаких следов от здания не сохранилось. Однако со времен
Давида она не изменилась, не считая нескольких ступенек, вырезов и впадин в
виде котловины. Она лежит как раз поперек горной вершины, расположенной рядом с
городом Давида, слегка возвышаясь в восточной части. Самая высокая точка
приподнимается на 1,5 метра над землей, наиболее протяженная часть (с севера на
юг) достигает почти 20 метров, максимальная ширина (с запада на восток)
составляет 16 метров.
После разрушения последнего Храма те поколения, которым не довелось увидеть
Храмовую гору, посчитали, что на Скале, окруженной святая святых, и находится
ковчег Завета. Дошедшие до нас точные измерения, проведенные в Храме Соломона,
показывают, что он представлял собой строение кубической формы, каждая сторона
которого составляла 18 метров, следовательно, он никак не мог уместиться на
Скале, а должен был покрывать ее. Очевидно и то, что в таком случае не
оставалось ни достаточного пространства для размещения других частей Храма, ни
для устройства двора.
Фактически Скала являлась естественным основанием для алтаря, где сжигались
жертвенные животные, предварительно закалываемые на месте, расположенном в
северной ее части. Скорее всего, ж
|
|