|
ст Епифанову.
— Кажется, я решил…[ 4 ]
Епифанов прочел, ни слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и
поставил так ясно, что весь класс заметил, пятерку.
С этого дня я стал «Пифагором» со всеми вытекавшими из сего последствиями —
почета и привилегий.
Я остановился на этом маловажном, со стороны глядя, эпизоде, потому что он
имел большое значение в моей жизни, после трех лет лавирования между двойкой и
четверкой, после постоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных
объяснений и уколов самолюбия дома и в школе — в моем характере проявилась
какая-то неуверенность в себе, приниженность, какое-то чувство своей
«второсортности»… С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах,
почувствовал веру в себя, в свои силы и тверже и увереннее зашагал по ухабам
нашей маленькой жизни.
В 5-м классе, благодаря высоким баллам по математике, я занял третье место, а
в 6-м весь год шел первым.
После окончания 6-ти классов во Влоцлавске мне предстояло перейти в одно из
ближайших реальных училищ — Варшавское с «общим отделением дополнительного
класса» или в Ловичское — с «механико-техническим отделением». Я избрал
последнее. Репутация «пифагора», занесенная перемещенным туда директором
Левшиным, помогла мне с первых же дней занять в новом «чужом» училище
надлежащее место, и я окончил его с семью пятерками по математическим предметам.
Прочие науки проходил довольно хорошо, а иностранные языки неважно. По
русскому языку, конечно, стоял выше других. И если в аттестате, выданном
Влоцлавским училищем, значится только четверка, то потому, что инспектор
Мазюкевич никому пятерки не ставил. А может быть, причина была другая… Как-то
раз, еще в четвертом классе, Мазюкевич задал нам классное сочинение на слова
поэта:
Куда как упорен в труде человек,
Чего он не сможет, лишь было б терпенье,
Да разум, да воля, да Божье хотенье.
— Под последней фразой, — объяснил нам инспектор, — поэт разумел удачу.
А я свое сочинение закончил словами: «…И, конечно, Божье хотенье. Не „удача“,
как судят иные, а именно „Божье хотенье“. Недаром мудрая русская пословица
учит: „Без Бога — ни до порога“…
За такую мою продерзость «иные» поставили мне тогда тройку, и с тех пор до
самого выпуска, несмотря на все старание, выше четверки я не подымался[ 5 ].
С 4-го класса начались мои «литературные упражнения»: наловчился писать для
товарищей-поляков домашние сочинения пачками — по три-четыре на одну и ту же
тему и к одному сроку. Очень трудное дело. Писал я, по-видимому, не плохо. По
крайней мере Мазюкович обратился раз к товарищу моему, воспользовавшемуся моей
работой, со словами:
— Сознайтесь — это не вы писали. Должно быть, заказали сочинение знакомому
варшавскому студенту…
Такое заявление было весьма лестно для «анонимного» автора и подымало мой
школьный престиж.
Работал я даром, иногда, впрочем, «в товарообмен»: за право пользоваться
хорошей готовальней или за одолженную на время электрическую машинку — предел
моих мечтаний.
В 13—14 лет писал стихи — чрезвычайно пессимистического характера, вроде:
Зачем мне жить дано
Без крова, без привета.
Нет, лучше умереть —
Ведь песня моя спета.
Посылал стихи в журнал «Ниву» и лихорадочно томился в ожидании ответа, Так,
злодеи, и не ответили. Но в 15 лет одумался: не только писать, но и читать
стихи бросил — «Ерунда!» Прелесть Пушкина, Лермонтова и других поэтов оценил
позднее. А тогда сразу же после Густава Эмара и Жюля Верна преждевременно
перешел на «Анну Каренину» Льва Толстого — литература, бывшая строго запретной
в нашем возрасте.
В 16—17 лет (6—7 классы) наша компания была уже достаточно «сознательной».
Читали и обсуждали вкривь и вкось, без последовательности и руководства,
социальные проблемы; разбирали по-своему литературные произведения,
интересовались четвертым измерением и новейшими изобретениями техники. Только
политическими вопросами занимались мало. Быть может, потому, что в умах и душах
моих, товарищей-поляков доминировала и все подавляла одна идея — «Еще Польска
не сгинэла»… А со мной на подобные темы разговаривать было неудобно.
Но больше всего, страстнее всего занимал нас вопрос религиозный — не
вероисповедный, а именно ре
|
|