|
меток в этот день все же не поставил.
Отец одного из моих товарищей, несправедливо недопущенного к экзаменам, Нарбут,
подал жалобу попечителю Варшавского учебного округа, нарисовав всю картину
оригинального преподавания В. Жалоба была оставлена без последствий, но В. был
отстранен от производства выпускных экзаменов, и из Варшавы был прислан для
этой цели один из профессоров Варшавского университета. Но так как, паче чаяния,
экзамены сошли благополучно, то В. оставили… дослуживать пенсию.
Порядок письменных экзаменов при выпуске был таков: учителя всего округа
посылали секретным порядком попечителю проекты экзаменационных тем (или задач)
по своим предметам; попечитель избирал основную тему и запасную — для всех
училищ одинаковую — и пересылал их на места в запечатанных конвертах, которые
вскрывались в час экзамена. Экзаменационные работы посылались потом в округ,
где, на основании их, начальство судило об успешности преподавания. Случилось
так, что два года подряд выпускные работы по «приложению алгебры к геометрии»
оказывались неудовлетворительными и вызывали выговоры учителю чистой математики
Г. Поэтому Г. сказал одному из моих товарищей, с семьей которого он был в
дружеских отношениях:
— Хотя это государственное преступление, но я дам тебе для класса проект моего
задания. Под одним только условием — чтобы об этом не знал Я-ский. Я ему не
доверяю.
Должен признаться, что, согласно неписаному кодексу школьной морали, эта
неожиданная «помощь» была воспринята нами вовсе не как «преступление», а как
средство самозащиты. Тем более что оказана она была не «любимчикам», а всему
классу. Совершенно так же школьная мораль расценивала «списывание» и
подсказывание, шпаргалки и всякий другой обман учителей, если только он не шел
вразрез с интересами других товарищей.
Я-ского, который жил на одной квартире со мной, обойти было, конечно,
невозможно, ибо был он порядочный человек и хороший товарищ. Г. ошибался в нем.
По поручению класса, мне пришлось долго повозиться с ним, чтобы, не объясняя
мотивов, заставить его заняться решением этой задачи.
Но тут возник другой вопрос: имеем ли мы нравственное право воспользоваться
такой льготой, если варшавские семиклассники ею не воспользуются и многие могут
«срезаться»… Класс решил, что это было бы нечестно. Снарядили в Варшаву тайно
посланца, который повидался там со своими приятелями — тамошними
семиклассниками, взял с них ганнибалову клятву о сохранении тайны, передал им
задание и благополучно вернулся.
Настал день экзамена. Нас рассадили за отдельные столики, комиссия вскрыла
конверт, и учитель написал на доске текст задания.
Увы! Задача другая и притом, на первый взгляд, очень трудная…
Читаю условие… Что за чепуха! Нет никакого смысла. Перечитываю еще раз —
конечно, чепуха. Переглядываюсь с «пифагорами». Те глазами и жестами
высказывают свое недоумение. Встал, подал свой штампованный лист пустым:
— Задание составлено неверно.
За мной — другие. Члены комиссии давно уже недоуменно беседовали между собою
шепотом. Пошли на совещание с директором… Оказалось впоследствии, что чиновник
окружной канцелярии при переписке задания пропустил одну строчку, благодаря
чему оно потеряло смысл…
Скоро комиссия вернулась, вскрыла запасной конверт.
Ура! Задание Г.
Нечего говорить, что и у нас, и в Варшаве экзамен по «приложению алгебры к
геометрии» прошел блестяще, а Г. получил благодарность от окружного начальства.
Веселыми были экзамены по Закону Божию. Знали мы предмет неважно.
Законоучитель-ксендз, для сохранения лица, расписывал, бывало, программу
заранее между выпускными; каждый подготовлял один — свой билет и отвечал именно
по этому билету, а не по тому, который вытаскивал на экзамене. Трудно было
начать, и потому изощрялись по-разному:
— Прежде чем перейти к событиям… (тема законного билета), необходимо бросить
взгляд на… (тема билета незаконного)…
Председатель комиссии инспектор слушал невнимательно, и все сходило с рук.
Призывает нас, четырех выпускных-православных, отец Елисей и говорит:
— Наслышан я, что ксендз на экзамене плутует. Нельзя и нам, православным,
ударить в грязь лицом перед римскими католиками. Билет — билетом, а спрашивать
я буду вот что…
Указал каждому тему.
— А потом, будто невзначай, задам еще по вопросу. Вас спрошу: «Не знаете ли,
какой двунадесятый праздник предстоит в ближайшее время?» Вы ответите и
объясните значение праздника. А вас спрошу: «Не знаете ли — какого святого
память чтит сегодня святая церковь?» Вы ответите… «А чем примечательна его
кончина?» Вы ответите: «Распилен был мучителями деревянной пилой». А вас я
спрошу…
Мне достался двунадесятый праздник, и потому все сошло правдоподобно. Но
товарищ мой бедный, которому досталось сказание про деревянную пилу, под
пронизывающим, насмешливым взглядом инспектора, понявшего инсценировку, краснел,
пыхтел и так и не докончил жития.
Но довольно.
Исключение представлял учитель чистой математики, Александр Зиновьевич
Епифанов. Москвич, старообрядец, народник, немного толстовец — он приехал в наш
городишко тотчас по окончании Московского Технического училища, с молодою женой,
и сразу привлек к себе внимание всех обитателей. Прислуги они не держали. И
когда соседи увидели, что «пани-профэссорова»[ 7 ] сама стирает белье и
развешивает его на дворе, а «пан-профэссор» выносит ведра
|
|