|
примерным католиком и верил скорее в вечное и бесстрастное Начало, которое
не мешает естественному ходу вещей, чем во всемогущее Провидение. И все же
тяга к мистицизму была той лазейкой, сквозь которую в его сознание мог
проникнуть христианский спиритуализм. Человек - не ангел и не зверь, но,
изживая в себе зверя, он может приблизиться к ангелу, иначе говоря, спасти
лучшую часть своего "я" - душу живую - и приблизиться таким образом к
"глубочайшим безднам, таящимся в беспредельности".
Был ли он приверженцем учения Сен-Мартена? Некоторые отвечают на этот
вопрос утвердительно, но это не так, ибо Сен-Мартен не предусматривал
приобщения к таинствам, а в наброске "Трактата о молитве" Бальзак выражает
желание сказать тем, кто скорбит душою:
"Как сладостно было мне приобщиться сих тайн, как легко было идти по
этой стезе, едва я преодолел первые препятствия, какие восхитительные
плоды освежали мое пересохшее небо... Я прошу тех, кто станет читать эту
книгу, исполниться душевного покоя, дабы им открылся смысл Слова".
В этих строках мы узнаем неясный и возвышенный слог Сен-Мартена.
Шатобриан после встречи с Сен-Мартеном высмеял "этого небесного философа",
который вещал "на манер архангела". Духовидец вызвал раздражение у
католика Шатобриана; Бальзак надеялся найти в Сен-Мартене проводника,
указующего путь к тому, что он называл религией Иоанна Богослова,
мистической церковью. Оноре был обязан Сен-Мартену и Сведенборгу одной из
сторон своего мировоззрения.
В 1823 году Бальзак рассказал Томасси о том, что он задумал написать
"Трактат о молитве". Томасси вскоре уехал из столицы в Бурж, где стал
секретарем префекта; он уговаривал друга отказаться от этого плана: "Вы
даже не представляете, до какой степени окреп бы ваш талант, если бы его
питали идеи нравственные и религиозные... Но не вздумайте создавать такое
произведение, как "Трактат о молитве", под игом смятенных чувств". Томасси
опасался - и с полным основанием - того эротико-мистического тона, которым
Оноре описывал свои мирские страсти.
Жан Томасси - Бальзаку, 7 января 1824 года:
"Расскажите мне подробнее о вашем "Трактате о молитве". Чтобы создать
такой труд, недостаточно обладать возвышенной душою и богатым
воображением; для этого необходима еще привычка к религиозной обрядности,
необходимо длительное общение с Богом, необходимо, наконец, проникнуться
спиритуализмом, исполненным экзальтации и умиления... Если вы никогда не
испытывали душевного трепета, внезапно заслышав торжественные звуки
органа, если не приходили в глубокое волнение, внимая молодому священнику,
призывающему Бога Авраама благословить союз новобрачных, столь же юных,
как и сам служитель церкви... то отложите в сторону свой "Трактат о
молитве". Даже Руссо потерпел неудачу в подобном начинании, ибо он был
чужд тех религиозных привычек, о которых я говорил. Одно дело написать
десять или даже тридцать строк в минуту просветления; совсем другое -
поддерживать подобное состояние души на протяжении всего труда".
"Трактат о молитве" все еще оставался замыслом, а тем временем Бальзак
опубликовал брошюру о "Праве первородства" и "Беспристрастную историю
иезуитов", проникнутую необыкновенной ортодоксальностью. Книжечка о "Праве
первородства" была написана не без блеска. Автор напоминал, что
возделывать виноградники и выращивать леса - дело непростое, требующее
терпения и времени, а потому собственность на них должна быть надолго
закреплена; он указывал на опасности, связанные с разделом земельных
владений между многочисленными наследниками, получающими при этом равную
долю, ибо это "умножает честолюбивые устремления в стране, которая в
отличие от Англии не может предоставить молодежи широких возможностей для
применения своих сил". Однако брошюра была, без сомнения, заказана
Рессоном, сторонником оппозиции, которая стремилась приписать
правительству гораздо более реакционные и мрачные намерения, чем это было
в действительности. А наши волчата были готовы на все, лишь бы заработать
малую толику "живых денег", как выражался Бальзак, всегда предпочитавший
звонкую монету векселям книгопродавцев, которые постоянно приходилось
учитывать и по которым нечасто удавалось получить в срок.
"- Дети мои, - сказал Фино, - либеральной партии необходимо оживить
свою полемику, ведь ей сейчас не за что бранить правительство, и вы
понимаете, в каком затруднительном положении оказалась оппозиция. Кто из
вас согласен написать брошюру о необходимости восстановить право
первородства, чтобы можно было поднять шум против тайных замыслов двора?
За работу хорошо заплатят.
- Я! - отозвался Гектор Мерлен. - Это соответствует моим убеждениям.
- Твоя партия, пожалуй, скажет, что ты порочишь ее, - возразил Фино. -
Фелисьен, возьмись-ка ты за это дело. Дорна издаст брошюру, мы сохраним
все в тайне.
- А сколько дадут? - спросил Верну.
- Шестьсот франков. Ты подпишешься: "Граф К..."
[Бальзак, "Утраченные иллюзии"].
|
|