|
стен, "влача постыдно свой погубленный талант". И никто б не видел, как
вечерами он вместе с Мюссе шел в злачные места, в тщетных поисках
забвения, пытаясь, и зачастую неудачно, показать себя развратником (он не
был в этом большим докой). Нет, никакой ценой он не мог избавиться от
чувства горечи и грусти.
Первый день нового, 1830 года - увы! - ознаменовал конец небесного и
мимолетного блаженства. В январе чета Гюго жила очень бурно. В
Комеди-Франсез уже репетировали "Эрнани", и эти репетиции были долгой
борьбой между автором и актерами. Конечно, исполнители ролей знали, что
пьесу ждут как событие в литературной жизни; конечно, молодой и красивый
драматург казался им необычайно пленительным, "блистающим гениальностью и
лучами славы". Но всех актеров пугали непринужденность тона в его драме,
буйство страстей и большое количество смертей на сцене. Всемогущая
мадемуазель Марс, выказывая на репетициях добросовестность, каждый день
старалась, однако, как-нибудь унизить поэта. Гюго, холодный, спокойный,
вежливый, суровый, наблюдал за раздраженными выходками богини. Он
сдерживал нараставший в душе гнев. Однажды чаша переполнилась, и он
попросил мадемуазель Марс возвратить роль доньи Соль. "Сударыня, - сказал
он, - вы женщина большого таланта, но есть обстоятельство, о котором вы,
по-видимому, не подозреваете, и я считаю необходимым о нем уведомить вас:
дело в том, что я тоже человек большого таланта, помните это и
соответствующим образом держите себя со мной". В достоинстве молодого
писателя было нечто воинственное и внушительное. Мадемуазель Марс
покорилась.
Виктор Гюго, поглощенный театральными репетициями, совсем не бывал
дома. Он писал друзьям: "Вы знаете, что я обременен, подавлен, перегружен,
задыхаюсь. Комеди-Франсез, "Эрнани", репетиции, закулисное соперничество,
актеры, актрисы, подвохи газет и полиции, а тут еще мои личные дела,
по-прежнему весьма запутанные: вопрос с отцовским наследством все еще не
улажен... наших песков в Солони уже полтора года никак не могут продать;
дома в Блуа мачеха оспаривает у нас... словом, ничего или почти что ничего
нельзя собрать из остатков большого состояния, одни только судебные
процессы и огорчения. Вот какова моя жизнь. Где уж тут всецело
принадлежать своим друзьям, когда и себе-то самому не принадлежишь..."
Действительно, Гюго, который с гордостью выставлял себя образцовым
мужем и отцом, больше не принадлежал своей семье. Нужно было, чтоб драма
"Эрнани" любой ценой имела успех, так как судебные тяжбы и хлопоты
поглотили все сбережения супругов. Адель, у которой кошелек опустел, всей
душой предалась этой спасительной битве, сражаясь рядом с мужем. Провал
"Эми Робсар" показал им всю опасность театральных козней, и Гюго твердо
решил захватить собственными своими войсками зрительный зал Комеди-Франсез
в вечер первого представления. А войск у него было достаточно. Каждый
начинающий художник питал честолюбивое стремление выступить на защиту
самого крупного поэта Франции от рутинеров, проповедников классицизма.
"Разве не было естественным противопоставить дряхлости - молодость, лысым
черепам - пышные гривы волос, косности - энтузиазм, прошлому - будущее?" У
Жерара де Нерваля, на которого возложили вербовку легионов, карманы полны
были квадратиками красной бумаги, на которых стоял таинственный гриф:
"Hierro". Это был клич альмогаваров: "Hierro despertata!" ("Шпага,
пробудись!")
И теперь уж Сент-Бев, являясь ежедневно в три часа дня с визитом к
госпоже Гюго, неизменно находил ее в окружении растрепанных юношей,
склонявшихся вместе с ней над планом зрительного зала. Женщины чтут
полководцев, и Адель увлеклась сражением, тем более что от исхода битвы
зависела слава ее супруга и материальное положение семьи. Ей было только
двадцать пять лет; понукаемая молодыми энтузиастами, она словно очнулась
внезапно от обычной своей задумчивости. Разумеется, молодое воинство
приветливо встречало "верного Ахата", соратника и учителя. "А-а, это вы,
Сент-Бев, - говорила Адель. - Здравствуйте, садитесь. А мы, видите, в
какой горячке..." Сент-Бева приводило в отчаяние, что ему больше не
удается побыть с нею наедине, он ревновал ее к этим красивым юношам, у
него зарождалось смутное раздражение против Гюго, который так доверчиво
рассчитывал, что Сент-Бев расхвалит в газетах его драму, меж тем как в
глубине души критик терпеть не мог ее напыщенности. Вместе с тем он
чувствовал, что сам-то он не способен создать такой неистовый поток
страстей, как в "Эрнани", и считал это унизительным для себя, да, впрочем,
ему и не хотелось быть на это способным, и он вообще был против всей этой
затеи. Неудивительно, что он ходил унылый, подавленный, видя, как гнездо,
в котором он нашел себе приют, стало "таким шумным и полным всякого
мусора. Да что ж это такое! Нельзя больше уединиться тут с любимыми
людьми! Ах, как это печально, как печально!..".
Раздражение, которое не могло рассеяться в излияниях души, все
усиливалось, и наконец терпение Сент-Бева лопнуло. За несколько дней до
премьеры он прислал Виктору Гюго невероятно жесткое письмо, в котором
извинялся, что не может написать статью об "Эрнани":
"Сказать по правде, тяжело видеть, что у вас творится с некоторых пор,
- жизнь ваша навсегда предоставлена во всеобщее распоряжение, ваш досуг
утрачен, ненавистников у вас стало вдвое больше, старые и благородные
друзья отходят от вас, их заменяют теперь глупцы или безумцы; чело ваше
|
|