|
[Виктор Гюго, "О, будь вы молоды..." ("Осенние листья")]
Бросим последний взгляд на молодого человека с высоким лбом, на юношу,
исполненного "опасной девственности", с которым мы расстаемся на пороге
спальни новобрачных. Этот прекрасный рыцарь, вступающий в жизнь, верит в
свои силы. Он ждет славы и нисколько не сомневается, что слава придет к
нему, хотя ему только еще двадцать лет и он уже не раз испытывал чувство
отчаяния. "Как это называется, - говорит один из персонажей Жана Жироду, -
когда день встает такой вот, как сегодня, и когда все испорчено, все
разграблено, а ты все-таки дышишь воздухом, и когда все потеряно, когда
город горит, невиновные убивают друг друга, но и преступные агонизируют
при свете занимающегося дня?" И нищий отвечает: "Этому дано прекрасное
имя, жена Нарсеса. Это называется зарей..."
Как же называется то время, когда чувства пылают, а сердце исполнено
чистотой; когда гений вот-вот вырвется наружу, но никто еще не постиг его;
когда человек чувствует себя сильнее всего мира, но еще не может доказать
ему свою силу, когда в едва начавшейся жизни уже столько трагических
воспоминаний, а сердце поет в груди; когда человек так нетерпелив и то
впадает в отчаяние, то преисполнен надежды? У всего этого прекрасное имя,
жена Виктора Гюго, - это называется молодостью.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЧАС ТОРЖЕСТВА
1. ПОСЛЕ СВАДЬБЫ
Надо только жить; видеть все как
оно есть, а то и совсем наоборот.
Сент-Бев
"Утром после свадьбы новобрачных не тревожат, оберегая покой упоенных
друг другом счастливцев и отчасти их поздний сон..." [Виктор Гюго,
"Отверженные"]
У Адели и Виктора Гюго не было этого спокойного пробуждения. Рано утром
взволнованный Бискара постучался в дверь их спальни: состояние Эжена было
ужасным. Виктор поспешно собрался, последовал за своим другом и "застал
своего бедного товарища детских лет в горячечном бреду". Эжен зажег у себя
в комнате все свечи, как на свадьбе, и рубил мебель саблей. Целый месяц
Адель и Виктор Гюго, Поль Фуше и кузен Требюше, сменяя друг друга,
ухаживали за ним. Пришлось уведомить отца, и генерал тотчас совершил
путешествие из Блуа в Париж. "Он не приехал порадоваться счастью, он хотел
быть участником горя". Виктор и Адель приветливо встретили "дорогого
папу", которому они были обязаны своим браком. "Как иней на солнце,
исчезла у сына горькая обида в лучах доброты этого превосходного
человека..."
Отцу было тяжело слышать безумный бред красавца сына, которого он видел
в Корсике и в Италии пухленьким и веселым малышом, потом в Мадриде
многообещающим учеником коллежа. Он решил - и это делает ему честь -
увезти его с собой в Блуа; там к Эжену как будто вернулся на некоторое
время рассудок, и он даже написал Виктору, поздравил молодую чету и
пожелал ей счастья. Он говорил в этом письме, что отец и "мачеха, госпожа
Гюго" очень добры к нему. Увы! Случился новый припадок буйного
помешательства, такой серьезный, что больного пришлось отвезти обратно в
Париж и поместить в лечебницу доктора Эскироля. Туда нужно было платить по
четыреста франков в месяц, такой возможности у семьи не было. Виктор
выхлопотал, чтобы его брата поместили за казенный счет в Сен-Морис, к
доктору Руайе-Коллару. Врачи находили, что больной неизлечим. Несчастный
Эжен стал чем-то вроде живого трупа. Братья редко навещали его.
Эжен Гюго - Виктору, 12 декабря 1823 года:
"Вот я здесь уже семь месяцев, а ты был у меня только один раз, а брат
Абель - два раза... Но ведь должно же быть у тебя некоторое желание
увидеться со мною, и тебе не трудно было бы удовлетворить его..."
Эти слова - такой трагический упрек.
Ужасная судьба брата была для Виктора Гюго постоянной причиной печали и
смутных укоров совести. Уж не он ли, восторжествовав над Эженом и в
поэзии, и в любви, довел его до отчаяния? Он не совершил ни преступления,
ни греха против несчастного, и все же тема - братья-враги - стала
неотвязно преследовать его. Она возникала во всех формах - в драматургии,
в поэзии, в романе. Иногда Каин назывался Сатаной, иногда Клодом Фролло -
в "Соборе Парижской Богоматери", Иовом в "Бургграфах"; иногда он появлялся
под своим настоящим именем, как, например, в "Совести" или в "Конце
Сатаны". А то, что второй брат носил имя Абель (Авель), быть может,
укрепляло эту навязчивую мысль. А ведь сам Виктор не сделал ничего
дурного, уж скорее Эжен, мучимый ревностью, играл в отношении его роль
Каина. Но всегда Виктор видел в своих кошмарах заживо погребенного,
|
|