|
рвала на себе волосы, разбрасывала цветы, мяла платье, подчас задирая его,
без всякого уважения к традициям Консерватории, почти до колен".
"Публика неистовствовала: в зале аплодировали, плакали, рыдали,
кричали. Жгучая страсть пьесы воспламенила все сердца. Молодые женщины
поголовно влюбились в Антони, юноши готовы были всадить себе пулю в лоб
ради Адель д'Эрве. Эта пара великолепно воплотила современную любовь, -
писал Готье (следует, конечно, иметь в виду любовь, как ее понимали в 1830
году), - Бокаж и госпожа Дорваль буквально жили на сцене. Бокаж играл
фатального мужчину, а госпожа Дорваль - женщину прежде всего слабую. В те
времена считали, что преданности, страсти и даже красоты недостаточно для
того, чтобы быть совершенным любовником: им мог быть лишь надменный,
таинственный гордец, похожий на Гяура и Ларру - словом, фатальный герой в
байроническом духе любовником мог быть лишь герой, жестоко обиженный
судьбой и достойный лучшего жребия...
Что касается Дорваль, то интонации ее, казалось, были продиктованы
самой природой, а крики, рвавшиеся из глубины сердца, потрясали зал...
Один ее жест, которым она развязывала ленты своей шляпки и кидала ее на
кресло, заставлял зал содрогаться, словно перед ним разыгрывалась ужасная
сцена. Какая правда была во всех ее движениях, позах, взглядах, когда она
в изнеможении прислонялась к креслу, заламывала руки и поднимала к небу
светло-голубые глаза, полные слез..."
Можно себе представить, какое впечатление должна была произвести эта
неистовая пьеса на пылкую публику и горячую молодежь того времени. Зрители
накинулись на Дюма, каждый хотел выразить ему свой восторг, его обнимали,
целовали. Фанатики отрезали фалды его фрака, чтобы сохранить память об
этом незабываемом вечере. Элегантные завсегдатаи премьер, обычно столь
сдержанные, на этот раз потеряли головы. В двадцать восемь лет Дюма
становится самым почитаемым драматургом своего времени. Его ставят рядом с
Виктором Гюго. Их теперь часто называют соперниками, и благодаря стараниям
дурных друзей их добрые отношения время от времени портятся, но всякий раз
ненадолго, потому что оба они были людьми великодушными.
Успех "Антони" был прочным и длительным. Сто тридцать спектаклей в
Париже. Светские люди впервые пошли в театр Порт-Сен-Мартен. В провинции
эта драма еще долго оставалась триумфом Дорваль, которая обожала пьесу и,
играя в ней, старалась превзойти самое себя. Однажды в Руане
невежественный помощник режиссера подал знак опустить занавес сразу после
удара кинжалом, не дожидаясь финальной реплики Антони. Взбешенный Бокаж
покинул сцену и заперся в своей уборной. Публика, которую лишили
долгожданной и столь прославленной развязки, бушевала. Дорваль, хороший
товарищ, приняла прежнюю позу в кресле. Бокаж отказался вернуться на
сцену. Публика кричала: "Бокаж, Дорваль!" - и угрожала разнести театр.
Помощник режиссера, насмерть перепуганный взрывом негодования, поднял
занавес в надежде, что Бокаж сдастся. Зал затаил дыхание. Мари Дорваль
почувствовала, что надо действовать. И вот покойница поднимается, встает и
подходит к рампе. "Господа, - сказала она, - я сопротивлялась ему... И он
меня убил".
Затем сделала изящный реверанс и вышла под гром аплодисментов. Таков
театр.
Чтобы понять, каким событием в театральной жизни был "Антони",
достаточно прочесть статью Альфреда де Виньи в "Ревю де Де Монд". Строгий
и серьезный поэт пытался доказать, что это талантливое и живое
произведение никак не посягает на мораль. Всем, конечно, известно, что
Виньи был любовником Мари Дорваль и что иногда статьи пишутся из
любезности, но эта статья звучит вполне искренне.
"Меня нисколько не огорчает, - пишет он, - что мелодрама вновь
завоевала себе место в литературном мире и что на сей раз она проникла
туда через салон 1831 года... Во всяком случае, драма имеет невиданный
успех, каждый спектакль напоминает вернисаж, но не одного, а по меньшей
мере двадцати салонов... Во всех ложах завязываются любопытные споры о
том, какова природа любви, споры перекидываются из ложи в ложу, спорят
молодые женщины и мужчины, иногда даже незнакомые... По всему залу то
здесь, то там ведутся приглушенные разговоры о проблеме рыцарства, о
великой и вечной проблеме - проблеме верности в любви... Уступит ли
спорщица своему собеседнику, уступит ли он ей, оба они в конечном счете не
избегнут влияния "Антони". О великое искусство сцены, если ты и впрямь
совершенствуешь нравы, на этот раз не смех выбрало ты своим оружием! Нет,
на спектакле не смеются и мало плачут, но страдают по-настоящему..."
Виньи, видимо, признает, что "Антони" - прекрасная пьеса. Однако имеет
ли она социальное значение?
"...Я отнюдь не допускаю, - продолжает Виньи, - что автору можно
приписать намерение, как это пытались сделать некоторые, подорвать обычай
вступать в брак и привить обычай убивать тех женщин, чьи мужья живут с
ними под одной крышей: это было бы слишком мрачно, и господин Дюма,
|
|