|
Ему претило,
когда охоту превращали в бойню. Сколько раз он прерывал псовую охоту, если
видел, что она
ведется не по правилам и оставляет оленю, косуле или кабану слишком мало шансов
на спасение.
Да и стремился ли он убить зверя? Он всегда старался создать новые трудности,
усложнял охоту,
придумывал всевозможные препятствия...
Мсье де Монтескье любил рассказывать в клубах, как он однажды охотился
вместе с
графом Альфонсом. Граф пригласил его пострелять дичь в поместье Тулуз-Лотреков
в Солони.
Долго брели они по изнурительной жаре. Мсье де Монтескье буквально изнемогал.
Наконец
утомленные охотники добрались до цели - к пруду; над их головами взлетела стая
уток и чирков.
Увидев столько дичи, мсье де Монтескье, забыв усталость, торопливо зарядил
ружье. Но граф,
слегка смущенный, остановил его: "Прошу вас, дорогой друг, не стреляйте... Мне
так приятно
смотреть на этих птиц, а ваш выстрел спугнет их. Они могут не вернуться сюда
больше".
Граф Альфонс брал с собой сына не только в те места, где можно было
полюбоваться
лошадьми, он часто водил его и в мастерскую своего друга, художника Рене
Пренсто, который
жил на улице Фобур-Сент-Оноре - это был квартал художников, - в доме номер 233.
За воротами, по обе стороны небольшого тупика, тянулись мастерские.
Здесь царила
атмосфера провинции. Едва наступали погожие дни, все двери распахивались и
начиналась
болтовня.
Пренсто был любопытным человеком. Сын комиссионера по вину из Либурна,
он, будучи
глухонемым от рождения, сумел получить высшее образование. Сначала мать, а
затем
специалисты учили его говорить. И научили. Правда, голос у него был гортанный,
сипловатый, и
говорил он отрывисто, как-то неестественно, но все же объяснялся с людьми
свободно, по губам
понимая своих собеседников. Учился он многому, включая гимнастику и верховую
езду. Он
собирался стать скульптором; сначала он занимался в Бордо, потом переехал в
Париж и поступил
в Императорскую школу изящных искусств. И вот тут-то его и потянуло к живописи.
В то время, когда граф Альфонс ездил к нему со своим сыном, у
тридцатилетнего Пренсто
уже было имя. Он выставлял свои работы в клубе художников на улице Вольней, в
Салоне, и его
картины и скульптуры обращали на себя внимание. Некоторые из них были даже
куплены
государственной комиссией. Очень элегантный - он носил сюртук и цилиндр,
Пренсто бывал в
свете и даже ходил на балы - он "слышал музыку животом" 1, как сам утверждал.
Ловкий
наездник, любитель скачек и псовой охоты, он и в творчестве своем был главным
образом
анималистом - с большим знанием дела писал лошадей, собак, охотничьи сцены и
различные
эпизоды скачек с препятствиями.
Его можно было назвать светским художником. "Я пишу только лошадей,
которые стоят
двадцать тысяч франков", - сказал он как-то. Он работал на совесть. Он создавал
настоящие
портреты лошадей и собак, словно они были людьми, старался схватить и передать
наиболее
выразительно характерные именно для этой лошади или собаки движения.
У Пренсто было несколько учеников. В сите Ретиро пять или шесть богатых
любителей
искусства (и спорта тоже) провозгласили его своим учителем и под его
руководством занимались
живописью. Среди них был и граф Альфонс 2.
1 Рассказано Робером Мартреншаром.
2 В музее города Либурн сохранилось полотно Пренсто "Ирландская
банкетка", на котором
изображен граф Альфонс верхом на своем коне Пароли, берущий вместе с другими
наездниками
препятствие.
Вскоре, после того, как отец познакомил его с Пренсто, Маленькое
|
|