|
гвардейцы и увели повара на расстрел.
Живой, впечатлительный, необычайно чуткий мальчик, нервный почти как
женщина,
Огюст тем не менее быстро забывал теневые впечатления жизни и жадно впитывал
радостные.
Отчасти это объяснялось возрастом, но прежде всего это было неотъемлемым
свойством его
характера. Он не любил смаковать горести, интуитивно отворачивался от всего
тяжелого, и не
потому, что был беззаботен - при всей своей жизнерадостности и
непосредственности он часто
впадал в задумчивость, о чем-то мечтал, - но он отличался редким душевным
здоровьем и
чистотой. У него была естественная потребность видеть хорошую сторону всего
того, что с ним
приключалось, а дурную отметать. Счастье - это ведь тоже призвание. Одни и те
же
события
производят на разных людей впечатления совершенно различные, иногда даже прямо
противоположные. Семье портного, в которой в мае 1849 года появился еще один,
пятый ребенок,
жилось трудно, она нуждалась, как большинство семей мелких ремесленников. Но
Огюст умел
извлекать радость из любого пустяка. Еще в раннем детстве стоило ему взять в
руки цветные
карандаши, которые ему иногда удавалось стянуть у отца, и он забывал серое
уныние будней.
Синий или красный грифель в руках - и вот уже небо становилось безоблачным.
Школьные учителя не раз бранили Огюста за то, что он разрисовывает свои
тетради
человечками. Только один из них посоветовал родителям не мешать склонностям
мальчика. А
приходский регент дал другой совет: он сказал портному, что тот должен готовить
сына к
музыкальному поприщу. Этот регент, получивший когда-то Римскую премию, теперь
стал
известен публике благодаря своей опере "Сафо". Звали его Шарль Гуно. Это был
будущий автор
"Фауста" 1. Ему очень понравился голос Огюста, и ко времени первого причастия
мальчика он
включил его в хор при церкви святого Роха и даже иногда поручал ему сольные
партии.
1 Первое представление "Фауста" состоялось пять лет спустя - 19
марта
1859 года.
Но портной не послушался совета Гуно. Музыка, пение - все это не слишком
прельщало
Леонара. Зато способности Огюста к рисованию породили в душе лимузенского
ремесленника
надежду на совершенно другую карьеру для сына. Вот если бы Огюст стал когда-
нибудь
художником по фарфору!
Леонар Ренуар всю жизнь провел в нужде. Его отец, неграмотный лиможский
сапожник,
умерший за несколько лет до описываемых нами событий, вырастил со своей женой
Анной Ренье
девятерых детей. Анна была еще жива. В семье Ренуаров любили рассказывать,
будто
дед Огюста
происходил из аристократической семьи, пострадавшей во время террора, когда его
и усыновил
некий Ренуар, сапожник, который дал мальчику свое имя и обучил своему ремеслу.
Но все это
было игрой воображения. На самом деле дед Огюста был подкидышем, которого
подобрали в
каком-то приюте, и случилось это задолго до террора. Его отдали в богадельню,
Лиможский дом
призрения, и там крестили 8 января 1773 года. Леонар, родившийся в конце
Директории, 18
мессидора VII года (7 июля 1799 г.), еще в юности отправился на поиски счастья
за пределы
Лимузена. В Сенте он женился на дочери портного, швее Маргарите Мерле. Супруги
поселились в
Лиможе. Лет пятнадцать они прозябали там и решились наконец перебраться в Париж
в надежде,
|
|