|
В
особенности Моне - две его марины пользовались таким успехом, что Эдуар Мане,
фамилия
которого звучала почти так же, как фамилия Клода, решил, что его разыгрывают:
"Меня
поздравляют только с той картиной, которая принадлежит не мне". Дело в том, что
в Салоне 1865
года толпа, еще более шумная, чем та, что теснилась два года назад перед
"Завтраком на траве",
теперь шумела, гоготала, возмущалась перед новым произведением Мане -
"Олимпией". И
однако, было совершенно неоспоримо: Мане стал метром нового искусства. Какая
великолепная
живопись, эта обнаженная! "Цвет из нее так и прет", - объявил Сезанн со своим
грубоватым
южным акцентом. А Гаврош-Ренуар посмеивался: "Что верно, то верно, Мане
отличный
живописец, да только женщин писать не умеет. Ну кто захочет спать с его
Олимпией? "
Сислей проявлял по отношению к Ренуару неизменно дружеское участие.
Чтобы
избавить
Огюста от расходов, он предложил ему поселиться вместе в квартире, которую
незадолго до этого
снял у Порт-Майо на авеню де Нейи, 31. Ренуар и в самом деле продолжал
бедствовать. Ему почти
ничего не удавалось продать, разве что изредка портреты 1 или пейзажи, которые
у
него покупал
один торговец. Но этот торговец требовал, чтобы художник не отступал от
традиционной темной
живописи, а Ренуара это отнюдь не устраивало. Он был бы еще более разочарован,
знай он - ему
это стало известно позднее, - что упомянутый торговец подписывает его картины
именем,
привлекающим любителей, - Теодор Руссо.
В конце июня Ренуар и Сислей решили поехать в Гавр посмотреть регату и
для этой цели
спуститься вниз по Сене на паруснике. Они звали с собой и Базиля, но тот,
занятый работой в
Париже, отказался. Не откликнулся он и на приглашение Моне - тот звал его в
Шайи, чтобы
Базиль позировал ему для "Завтрака на траве".
Ренуар и Сислей отбыли из Парижа 6 июля. До Руана их тащил за собой
буксир "Париж и
Лондон", а от Руана они поплыли в Гавр, останавливаясь по пути где им
вздумается, чтобы делать
наброски.
Вода, лето, скользящие по воде легкие лодочки - вся эта жизнь, текущая
по
воле волн,
день за днем, когда сегодня ты не знаешь, что будешь делать завтра, восхищала
Ренуара. В ту пору
парусный спорт, гребля и купание были в моде. Веселое и шумное оживление царило
на берегах
Сены в Шату, Буживале, Аржантейе... Вода привлекала и некоторых пейзажистов,
например
Шарля-Франсуа Добиньи, который построил себе лодку с каютой-мастерской, откуда
он писал
берега Уазы, Сены и Марны. Впоследствии и Моне использовал эту идею Добиньи,
который
наряду с Буденом был одним из немногочисленных предтечей пленэрной живописи.
Хотя
Добиньи считался уже признанным мастером, его упрекали, что он-де слишком
увлекается
переменчивым обликом окружающего мира. Его полотна казались публике
незаконченными,
художника обвиняли в том, что он ограничивается эскизами, довольствуется тем,
что передает
"впечатления". В тот год один из критиков даже назвал его "главой школы
впечатления" 2. Кто
мог тогда думать, что слово "впечатление" (по-французски - impression) однажды
будет брошено
как оскорбление, а потом повторено как вызов и надолго определит историю новой
живописи?
1 В 1865 году был написан портрет мадемуазель Сико, находящийся в
настоящее время в
Национальной галерее Вашингтона.
|
|