|
время этих вечерних встреч Мэтр и Базиль часто играли на фортепьяно, стоявшем в
мастерской.
Музыка была второй страстью Базиля. Время от времени он водил друзей на
концерты
Паделу. В
конце 1863 года Ренуар вместе с ним слушал оперу Берлиоза "Троянцы", которая
провалилась.
Именно такими композиторами, как Берлиоз и Вагнер, о которых спорили, которых
освистывали,
интересовались Мэтр, Базиль и их товарищи. Молодая живопись приветствовала
молодую
музыку. В последнем Салоне Фантен-Латур выставил картины "Прославление
Делакруа"
и
"Сцена из Тангейзера".
Естественно, что больше всего молодых друзей занимал предстоящий Салон
1865 года.
Желавшие выставиться должны были представить свои произведения жюри между 10 и
20 марта.
Моне, который еще ни разу ничего не посылал в Салон, в этом году решил
представить два
морских пейзажа, написанных в Нормандии в плодотворные месяцы последнего лета:
"Устье
Сены в Онфлере" и "Коса в Ла Эв при отливе". Ренуар решил попытать счастья во
второй раз,
послав "Летний вечер" и портрет Уильяма Сислея. Базиль и Сислей не решались
предстать перед
жюри. Полностью отдаться живописи Базилю до сих пор мешали занятия медициной,
которые по
договоренности с родными он мог наконец бросить. А Сислей, который не собирался
зарабатывать
деньги кистью, работал с небрежностью любителя.
В ожидании открытия Салона 1 мая молодые люди вновь поехали в Фонтенбло.
Только
Базиль остался в Париже. Моне вернулся в Шайи, где собирался написать на
пленэре
огромную
композицию - "Завтрак на траве". А Ренуар вместе с братом Эдмоном и Сислеем
обосновались в
Марлотт, в трактире матушки Антони.
Трактир матушки Антони был характерным для этих мест, излюбленных
художниками.
Они запросто жили здесь по соседству со старой хозяйкой, давно привыкшей к
причудам своей
клиентуры, молоденькой служанкой Нана, весьма щедро дарившей свою
благосклонность, и
пуделем TOTO, подпрыгивавшим на деревянной ноге. Художники, побывавшие здесь,
покрыли
росписью стены гостиной. Ренуар тоже нарисовал здесь силуэт Мюрже - автора
"Сцен
из жизни
богемы".
Шестнадцатилетний Эдмон Ренуар был счастлив, что его приобщили к этому
необычному
для него образу жизни. Его все удивляло и восхищало: и бесконечные споры, и
неожиданные
замечания художников о природе, и в особенности виртуозность, с какой они
делали
по нескольку
набросков за одно утро. Он по пятам ходил за братом, носил его снаряжение. Если
родители были
далеко не уверены в том, преуспеет ли Пьер-Огюст, Эдмон видел в брате
избранника, принца из
волшебной сказки. Слепое восхищение еще усиливало братскую любовь.
Художники, жившие в разных деревушках, ходили друг к другу в гости. Моне
навещал в
Марлотт Ренуара и Сислея, иногда его сопровождал Писсарро. Молодые люди все
время
пребывали в радостном возбуждении. Жюри Салона, как и в прошлом году, несколько
умерило
свои требования и приняло картины Ренуара и Моне. Оба друга были чрезвычайно
довольны.
Еще большая радость ждала их по возвращении в Париж, на открытии Салона.
|
|