|
Сен-Симон,
Фурье", - писала она.
"Сестра моя, - сказал он мне, - я дам тебе символ искупления, ибо считаю
тебя
достойной его". Несчастный носил на груди дюжину маленьких соломенных крестиков,
обрамленных черным крепом и красной ленточкой. На них были начертаны слова:
"Траур и
Кровь". Он снял один из них и вручил мне со словами: "Возьми этот крест, носи
его на груди и
ступай по свету, возвещая новую веру". Он преклонил колено, взял меня за руку и
стиснул ее до
боли, повторяя: "Сестра моя, осуши свои слезы, скоро царство божье придет на
смену царству
диавола..." Я попросила его выпустить мою руку. Он повиновался без возражений,
простерся у
моих ног и поцеловал подол моего платья, повторяя голосом, прерывающимся от
слез
и рыданий:
"Женщина - земной образ Святой Девы! А мужчины не признают его! Унижают,
втаптывают в
грязь!" Я поспешила уйти. Я тоже была вся в слезах".
Флора вняла "безумцу пророку". Его призывы настолько были созвучны
задушевным
устремлениям самой Флоры, ее представлению о самой себе, горделивой потребности
в
исключительности, что Флора услышала в них призыв свыше. Устами безумца с ней
говорило
само небо. Теперь она была уверена, что она избранница, отмеченная судьбой.
Незаконнорожденная дочь испанского аристократа наконец-то постигла свое
предназначение -
она будет мессией пролетариата.
В 1840 году она опубликовала "Прогулки по Лондону", где описала нищету
рабочих в
столице Англии. Мания величия не мешала Флоре рассуждать логично. Размышляя о
том, какими
средствами рабочим легче всего добиться освобождения, она приходит к выводу,
что
они должны
объединиться в единый "класс" посредством "тесного, крепкого, сплоченного
союза"
*. Она
изложила эти положения в небольшой брошюрке "Рабочий класс", появившейся в 1843
году, а тем
временем она активно боролась в рядах парижских рабочих. Но этого ей показалось
мало. Она
должна была повсюду нести слово истины. В апреле 1844 года она предприняла
длительную
пропагандистскую поездку по Франции.
Несмотря на хрупкое здоровье, она себя не щадила. Через Оксер, Дижон,
Шалон, Сент-
Этьен, Макон она добралась до Лиона, Авиньона, Марселя. Болезнь подтачивала ее
слабеющие
силы. Но она не отступала от взятой на себя миссии.
С глазами, "горящими пламенем Востока" **, "дочь лучей и теней", красоте
которой
неистовая убежденность придавала что-то вещее и необычное, появлялась среди
рабочих. Она
была небольшого роста, но казалась выше от мистического пламени, которое
пожирало ее
изнутри, и от своего пылкого красноречия. Возбуждая вражду и восхищение, лишая
покоя
полицию, которая следовала за ней по пятам из города в город, она по очереди
обращалась с
проповедями к рабочим Нимы, Монпелье, Безье и Каркасона.
* Четыре года спустя, в 1847 году, Маркс и Энгельс скажут: "Пролетарии
всех стран,
соединяйтесь!". Интересно также отметить, что именно английский пролетариат
вдохновил одно из первых
произведений Энгельса и что положение того же английского пролетариата
произвело
такое сильное
впечатление на Ван Гога, что он, подобно Флоре, решил посвятить себя служению
отверженным и стать
|
|