|
второй степени.
** Пола Гоген, цит. произв.
*** Перевод В. Левика.
Гоген потому так страстно отдавался живописи, что видел в ней путь к
освобождению. Еле
сдерживая нетерпение, он начал роптать против повинностей, которые налагала на
него его
профессия. Часы, которые он отдавал бирже, это были часы смерти, а не жизни,
безвозвратно
потерянное время. Ах, если бы ремесло биржевика не обкрадывало его, отнимая у
него время, если
бы он мог писать изо дня в день, он узнал бы во всей его полноте счастье быть
наконец самим
собой. Только с кистью в руке Гоген чувствовал, что живет.
Гоген ходил на выставки, в галереи, в музеи, изучал, размышлял. Все
давало ему пищу для
раздумий - и колючее искусство Дега, столь далекое от импрессионизма во вкусе
Клода Моне, и
стилизованное, рассудочное искусство Пюви де Шаванна 28, и гравюры великих
японцев, и
азиатская скульптура. Восток притягивал его. Вдохновляясь восточными мотивами,
он работал
над деревянной скульптурой. У папаши Мори, француза, когда-то жившего в Лиме,
он
увидел
индейские украшения, керамические изделия инков. Короткий, щемящий всплеск
тоски
по
далекой стране - на весенней выставке Гоген представил "Маленького юнгу".
Искусство
необъятна, как сама жизнь. Из поколения в поколение искусство оплодотворяют
великие самцы
человеческого стада: "королевский тигр" -Веласкес или Рембрандт, "грозный лев,
который
отваживался на все". Гоген, импрессионист, отнюдь не ортодоксальный в своих
вкусах,
восхищался Энгром и, подобно Дега, непрерывно возвращался к этому художнику, в
котором
чувствуется "внутренняя жизнь", и под "внешней холодностью... таится глубокий
жар, кипучая
страсть".
В Салоне, который так расхваливал Скредсвиг, Гоген обменялся несколькими
словами с
Пюви де Шаванном, который выставил там своего "Бедного рыбака".
- Ну почему же они не понимают? - воскликнул Пюви, обращаясь к маклеру и
намекая
на какого-то злобствующего критика. - Ведь картина совершенно проста!
- А с этими людьми надо говорить загадками, потому что все равно они
смотрят и не
видят, слушают и не слышат! - отозвался Гоген.
Уж не притягивало ли Гогена в "Бедном рыбаке" именно то, что не
нравилось
некоторым
критикам, в том числе Гюисмансу, упрекавшему Пюви в "наивной жестокости" и
"нарочитой
неумелости примитива"?..
Летом, как только пришло время его летнего отпуска, Гоген вернулся в
Понтуаз, к
Писсарро. С мая в Понтуазе жил также друг Писсарро Сезанн. За истекшие годы
искусство
Сезанна претерпело большие изменения. И для этого художника импрессионизм не
был
конечной
целью. Его не удовлетворяли чисто зрительные ощущения. Они - только элемент,
который
художник должен преобразовать, "осмыслить", чтобы "скомпоновать". Гоген с таким
интересом
наблюдал за работой художника из Экса ("Ну и художник этот чертов Сезанн! Все
время играет на
большом органе!"), что подозрительный провансалец стал беспокоиться: уж не
собирается ли этот
маклер, чего доброго, воспользоваться его восприятием, "стянуть у него мотивы".
Недоверие это
несколько смягчалось явным уважением маклера к живописи Сезанна - сам Сезанн,
человек
|
|