|
все, о чем
когда-либо могла мечтать Метте-София Гад.
Безусловно, Метте искренне восхищалась своим мужем - человеком,
"обладавшим почти
безграничной верой в свои способности добывать деньги" * и эту веру полностью
оправдывавшим, неутомимым тружеником, который, вместо того чтобы спокойно
наслаждаться
краткими часами досуга, никак не мог угомониться и еще продолжал марать свои
холсты,
одолеваемый "живописной блажью". Казалось, ни его ум, ни его руки не способны
оставаться
праздными... Руки Гогена - живые, всегда в движении, руки, точно им постоянно
надо было что-
то лепить, что-то создавать!
* Цитаты заимствованы из книги Полы Гоген "Поль Гоген, мой отец".
Да, Метте восхищалась этим человеком. По сути, если не считать маленькой
слабости -
он курил и не отказывался выпить коньяку, - у него не было недостатков. Метте
досаждало лишь
одно: сама она любила пошутить и посмеяться, а муж был такой серьезный, что в
конце концов
просто "зло брало", и вдобавок - он был нелюдим. Когда вечерами у Метте
собирались друзья,
Гоген, холодно обронив несколько вежливых слов, уходил к себе. Однажды
случилось
даже, что,
удалившись к себе, он через несколько минут вернулся в ночной рубашке, и в
таком
виде, как ни в
чем не бывало, прошел через всю комнату, чтобы взять нужную ему книгу, и только
попросил дам
"не обращать на него внимания". Не только коллеги-биржевики считали Гогена
букой, упрекая
его - одни в тщеславии, другие - в грубости. Почти все, кому приходилось
сталкиваться с ним.
были о нем не лучшего мнения. А на самом деле, Гоген просто оставался чуждым
миру, который
его окружал. Он походил на актера, который играет роль, не задумываясь над ней.
Невосприимчивый к окружающему миру, он жил вне его, далеко-далеко, двигаясь,
как
сомнамбула, с пустым взглядом среди фантомов, созданных его воображением.
Биржевик попросил жену, чтобы она позировала ему в мастерской Буйо,
который обучил
Гогена технике моделирования и лепки. Гоген выполнил в глине бюст Метте,
который
Буйо
перевел в мрамор. А потом и сам стал работать прямо в мраморе и высек бюст
Эмиля.
В 1879 году Гоген почти украдкой принял участие в 4-й выставке
импрессионистов,
которая открылась 10 апреля на авеню де л'Опера, 28, выставив на ней статуэтку.
Несомненно,
Гогена приняли на эту выставку в последнюю минуту - его имя даже не значится в
каталоге - и,
скорее всего, по настоянию Писсарро. Писсарро, наверное, нелегко было уговорить
принять
Гогена - кое-кто из импрессионистов относился к биржевику неприязненно...
Накануне закрытия выставки, 10 мая, жена Гогена родила третьего ребенка
-
мальчика *.
Гоген дал дочери имя своей матери - Алина. Этого сына он назвал именем
своего отца -
Кловис. Сентиментальные воспоминания. Бука Гоген был бы горько обижен, если бы
7
июня его
близкие не поздравили его с днем рождения и не пожелали ему счастья.
* Это было 10 мая, а не 8 мая, как писали до сих пор (Записи актов
рождений мэрии XIV округа).
*
Много лет подряд Писсарро ездил в окрестности Понтуаза, где в самом
городе, на улице
Эрмитаж, снимал дом. Летом 1879 года Гоген провел у Писсарро свой отпуск.
Писсарро по-прежнему бедствовал. Продавать картины ему почти не
|
|