|
Нарцисов.
В лесах Виль-д'Аврё обвитые плющом дубы Коро, "проникновенных золотистых
оттенков", отличались "тропической сочностью"...
*
Время от времени Гоген обедал в семейном пансионе, который открыла жена
скульптора,
мадам Обе.
В конце 1872 года он познакомился там с двумя молодыми датчанками,
приехавшими в
Париж. Одна из них, гувернантка Метте-София Гад, сопровождала другую -
наследницу богатого
копенгагенского промышленника - Марию Хеегорд.
Внимание нашего биржевика привлекла не дочь промышленника, а гувернантка.
Смеющееся лицо Метте-Софии, ее густые светлые волосы, пышные округлые формы,
решительный вид, откровенная, без робости манера говорить и расспрашивать
покорили его с
первого взгляда.
За первыми встречами последовали другие. Метте, захватив с собой Марию
Хеегорд, без
смущения приходила в маленькие ресторанчики неподалеку от биржи, где имел
обыкновение
завтракать Гоген. Молодым людям (Гогену исполнилось двадцать четыре, Метте -
двадцать два)
было о чем поговорить. Гоген знал Копенгаген. В августе 1870 года на "Жероме-
Наполеоне" он
прошел через Каттегат вблизи острова Лесе, где в сентябре 1850 года в
Вестерхавне родилась
Метте и где ее отец был окружным судьей.
После смерти отца Метте жила в Копенгагене с матерью, двумя братьями и
двумя
сестрами. У матери была только маленькая пенсия и Метте смолоду пришлось думать
о том, как
заработать на жизнь. В семнадцать лет она устроилась гувернанткой в семью
политического
деятеля, министра Эструпа. Жизненный опыт рано сделал ее взрослой, а неудачный
роман с
морским офицером научил быть осторожной и в предвидении последствий смирять
сердечные
порывы. Впрочем, Метте это не стоило никакого труда. Она отнюдь не отличалась
чувствительностью и еще менее чувственностью. Любовные интрижки, кокетство не
доставляли
ей ни малейшего удовольствия. Она считала их ребячеством. Ее независимость,
свободная манера
держаться и выражаться напрямик резко отличали ее от многих молодых девиц. Даже
ее братьев
это иногда удивляло, а подчас коробило. В самом деле, природа словно ошиблась,
создавая Метте-
Софию Гад. В этой рослой, пышногрудой девушке было больше мужского, чем
женского. Кстати,
она охотно надевала мужскую одежду, а если ей предлагали сигару - не
отказывалась от нее *.
* Эти черты впоследствии усугубились. В 1905 году, когда еще
существовали
купе "для дам",
контролер Южной железной дороги пытался вывести из одного такого купе мужчину в
галстуке и кепке,
курившего длинную сигару,- это была Метте-София Гад.
Эти ее черты, возможно, объясняют первую любовную неудачу Метте. Они
должны были
отталкивать от нее многих мужчин. Но они же привлекли и удержали далекого от
реальности
мечтателя Гогена, которого до этого еще ни разу всерьез не пленила ни одна
парижанка. А в этой
крепко сбитой иностранке, властной, самоуверенной и лихой, он увидел
"оригинальный
характер", его пленивший. В ее присутствии исчезало чувство одиночества,
которое
так часто его
мучило. Рядом с этой холодной и рассудительной скандинавкой он испытывал
ощущение
уверенности - вновь обретенной уверенности. Метте-София Гад заполняла пустоту.
Гоген увлекся. В пустынном для него Париже, где он чувствовал себя - и
характерно
|
|