|
посылая
ему рисунок, - но это отвлекло бы меня от основного занятия, так что лучше уж и
не
начинать". И тут же добавил: "Вернувшись домой, я сразу засел за проповедь о
бесплодной
смоковнице".
Как видно, Ван Гог упоминает здесь о проповеди, словно в оправдание того,
что потратил
время на рисунок, но та же проповедь могла бы служить комментарием к его
наброску. Оба они
- плод одной и той же сокровенной думы, и не столь уж трудно понять, почему
строки
Евангелия от Луки так взволновали Винсента.
"Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать
плода на
ней, и не нашел; и сказал виноградарю: "вот, я третий год прихожу искать плода
на этой
смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?"
Но он сказал ему в ответ: "господин! оставь ее и на этот год, пока я
окопаю
ее и обложу
навозом. Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее" (гл.
XIII, 6-9).
Разве Винсент не похож на эту бесплодную смоковницу? Ведь и он, подобно ей,
тоже до
сих пор не приносил плодов. И все же - не рано ли объявлять его безнадежным? Не
лучше ли
оставить ему хоть маленькую надежду? Стажировка в Брюсселе подходит к концу. Он
ждет,
надеется, что скоро сможет уехать в Боринаж проповедовать Евангелие. "Прежде
чем
начать
проповедовать и отправиться в свои дальние апостольские странствия, прежде чем
приняться за
обращение неверных, апостол Павел провел три года в Аравии, - пишет он брату в
том же
ноябрьском письме. - Если бы я мог в течение двух-трех лет спокойно работать в
подобном
краю, неустанно учась и наблюдая, то, вернувшись, я многое мог бы сказать, к
чему стоило бы
прислушаться". Post tenebras lux . Будущий миссионер написал эти слова "со
всем
необходимым смирением, но и со всей откровенностью". Он убежден, что в этом
мрачном
краю, в общении с углекопами, в нем созреет лучшее, что заложено в нем, и даст
ему право
обращаться к людям, нести им истину, которую он хранит в своем сердце, право
начать свой
величайший жизненный поход. Надо лишь терпеливо окапывать и обкладывать навозом
бесплодную смоковницу, и тогда в один прекрасный день она принесет долгожданные
плоды.
В этом длинном ноябрьском письме к Тео, изобилующем самыми различными
мыслями,
столькими невольными признаниями, ясно проступают также новые смутные
устремления:
Винсент беспрестанно перемежает свои богословские размышления суждениями о
произведениях искусства. В его письме то и дело мелькают имена художников -
Дюрера и
Карло Дольчи, Рембрандта, Коро и Брейгеля, которых он вспоминает по всякому
поводу,
рассказывая об увиденном и пережитом, о своих мыслях, привязанностях и
опасениях. И вдруг
восторженно восклицает: "Сколько красоты заключено в искусстве! Надо лишь
запоминать все,
что видишь, тогда тебе не страшны ни скука, ни уединение, и ты никогда не
будешь
до конца
одинок".
* * *
Стажировка в школе пастора Бокма подошла к концу. Но, увы, завершилась она
неудачей
|
|