Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Ф.Грандель - Бомарше
 [Весь Текст]
Страница: из 194
 <<-
 
    Ф.Грандель.
    Бомарше


     Frederic Grendel BEAUMARCHAIS OU LA CALOMNIE FLAMMARION PARIS 1973
     Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной
     М., "Книга", 1985
     Предисловие С. Козлова
     OCR Бычков М.Н.


        БОМАРШЕ ГЛАЗАМИ ПОТОМКОВ

     В 1800 г. Жан-Франсуа де Лагарп заявил на страницах своего  знаменитого
курса  древней  и  новой  литературы  "Лицей":  "Мне  всегда  казалось,  что
Бомарше-человек  превосходит  Бомарше-писателя  и   заслуживает   особенного
внимания". В 1890 г. французский критик Гюстав Ларруме заключал свой очерк о
Бомарше словами: "Как человек,  Бомарше  стоит  во  втором  ряду,  зато  его
творчество - в первом". Интересна не столько  изменчивость  оценок  (явление
обычное в любой "истории восприятия"), сколько общность подхода,  оттеняемая
разногласиями. Соизмеряют  человека  и  писателя,  жизнь  и  творчество,  но
соизмерять можно лишь вещи соизмеримые.
     С 1800 г. и до сих пор  одни  смотрят  на  Бомарше  "глазами  Лагарпа",
другие - "глазами Ларруме", но чем дальше, тем настойчивее  взгляд  отмечает
саму  эту  соизмеримость   двух   сфер   самовыявления   Бомарше.   Ощущение
современного исследователя ясно выразил Рене Помо в  своей  книге  "Бомарше.
Жизнь и творчество" (1955):  "Он  оставил  нам  главное  свое  произведение,
которое можно рассматривать как его шедевр: свою жизнь".
     Бомарше представляет предельный случай "писателя  с  биографией",  если
воспользоваться старой  формулой  Б.  В.  Томашевского.  Для  биографической
легенды бывает достаточно  двух-трех  эпизодов  -  "легенда  о  Бомарше"  их
насчитывает около полутора десятков. Эпизоды эти складываются в  непрерывную
цепочку,  образуя  готовый  сюжет,   близкий   к   канонам   художественного
повествования. Литературные занятия героя не выпадают  из  этого  жизненного
сюжета, а, напротив, большей частью входят в него на правах  кульминационных
пунктов. Написать биографию Бомарше легко; именно поэтому писать ее трудно.
     Такую задачу должен был решать Фредерик  Грандель  (род.  в  1924  г.),
французский журналист и киносценарист, автор семи философско-психологических
романов, когда приступил к работе над книгой, изданной в Париже  в  1973  г.
под названием "Бомарше, или  Клевета".  Чтобы  встать  на  место,  Гранделя,
обратимся к прошлому.
     История посмертного осмысления личности Бомарше  явственно  делится  на
три больших периода.
     Первый -  1800-1840-е  годы.  В  это  время  облик  Бомарше  определяют
непосредственные впечатления очевидцев, младших современников. С начала и до
конца периода главными печатными источниками сведений о Бомарше остаются два
текста:  уже  упомянутый  очерк  Лагарпа  в  "Лицее"  и  книга  Ш.-И.  Кузен
д'Аваллона "Частная, политическая и литературная жизнь  Бомарше..."  (1802).
Работа Кузен д'Аваллона  надолго  стала  чуть  ли  не  единственной  книгой,
посвященной  Бомарше;  в  целом  для  людей  той  эпохи   Бомарше   -   либо
эпизодический   герой    чьих-то    мемуаров,    либо    рядовой    персонаж
историко-литературных обзоров.
     Второй период - 1850-1910-е годы. В его основе - новые  факты  и  новые
взгляды.  На  смену  непосредственным  впечатлениям  и  оценкам   постепенно
приходит  ощущение  дистанции,  на  смену  сдержанному  доброжелательству  и
открытому недоброжелательству - любопытство и тяга к пониманию. Но главное -
масса новой информации, обрушившейся на читателя  в  работе  Луи  де  Ломени
"Бомарше и его время" (1856). Ломени первый получил доступ к хранившемуся  у
родственников личному архиву Бомарше  и,  вопреки  французским  литературным
привычкам, ввел в свою книгу обширные выдержки из документов со  ссылкой  на
источники. Потому его работа и сохранила основополагающее значение до  наших
дней. Как в первой половине века знания о Бомарше восходили к очерку Лагарпа
и книге Кузен д'Аваллона, так вторая половина века будет использовать  книгу
Ломени  и  очерк  Ш.-О.  Сент-Бева  о  Бомарше  (1852;  серия   "Беседы   по
понедельникам"). Впрочем, изучение Бомарше в эти пятьдесят лет не  стоит  на
месте (следует вспомнить, что на эти годы во Франции приходится своеобразный
"бум XVIII века"). В середине периода один  за  другим  появляются  еще  три
ключевых  текста:  работа  А.   Беттельхайма   "Бомарше.   Опыт   биографии"
(Франкфурт, 1886), книга Э.  Лентилака  "Бомарше  и  его  сочинения"  (1887)
мемуары ближайшего друга Бомарше П. Гюдена де ла  Бренельри,  опубликованные
Морисом  Турне  под  заглавием  "История  Бомарше"  (1888).  Эти  публикации
завершают создание некоего основного фонда сведений о Бомарше  -  основного,
но отнюдь не исчерпывающего!
     Начало третьего периода в истории  осмысления  Бомарше  как  раз  можно
связать с важным  пополнением  этого  фонда  -  четырьмя  взаимодополняющими
публикациями писем Бомарше в 19191929 гг. Среди них - и  письма  к  г-же  де
Годвиль (1928), более  бледный  эпистолярный  цикл  из  тех  двух,  которые,
видимо, подразумевал Сент-Бев, говоря: "У Бомарше сохранится тайный кабинет,
который никогда не допустят публику".  Новые  данные  будут  прибавляться  и
позднее (резерв их не исчерпан еще сегодня), но  главное  в  этот  период  -
 
 [Весь Текст]
Страница: из 194
 <<-