|
исповедей» Марии Тальони с ее автографом. Из этой страницы было видно, что
наиболее любимым писателем Тальони был Вальтер Скотт; из поэтов она
предпочитала Альфреда де Мюссе; среди композиторов отмечала Мендельсона и Обера.
Ученицы часто разглядывали гравюры, изображавшие Тальони. Иногда после занятий
Павлова просвещала своих учениц. Она восторженно рассказывала о Тальони, считая
ее одной из величайших танцовщиц в мире… О русской школе балета Анна Павловна
говорила всегда с особой интонацией, видя в ней сочетание итальянской школы с
французской и чисто русского неподражаемого «чувства танца».
Павлову не удивляло, что Россия дала миру замечательных и знаменитых танцовщиц
и танцовщиков. Она как-то сказала интервьюеру, что танец в натуре русских и что
славяне вообще природные танцоры, так же как итальянцы — природные певцы.
Павлова разговаривала с девочками о творчестве как с равными.
— Только техники для того, чтобы стать великой артисткой, еще недостаточно, —
поясняла она, — внимательно прислушивайтесь и присматривайтесь ко всему и ко
всем! Учитесь все видеть и все слышать. Если вы возвращаетесь домой, скажем, в
автобусе, там всегда много людей, за которыми интересно наблюдать. Вот сидит
усталый человек, другой чем-то опечален, третий улыбается своим мыслям. А вот
надменная дама. Глядя на них, старайтесь понять, что отличает их друг от друга.
И это «что-то» храните в памяти, оно когда-нибудь пригодится в работе над
сценическим образом.
Павлова считала, что ее юным ученицам-англичанкам не хватает живости,
темперамента. И, кроме того, они непроизвольно подражают кому-либо, боясь
оставаться самими собой.
— Не пытайтесь повторять талантливых балерин, — учила она, — стремитесь к
самобытности. Возможно, ваше исполнение не поразит зрителя глубиной трактовки,
но все же лучше дать свое, пусть и не столь яркое, чем копировать других.
Как не пожалеть о том, что не были записаны, собраны, изданы беседы Анны
Павловны на уроках в студии, разговоры с сотрудниками, со всеми теми
замечательными людьми, с которыми ей приходилось встречаться.
Работа в студии с детьми давалась балерине с великим напряжением. Она
сердилась, срывалась. Испуганные и огорченные, ученицы горько плакали.
Растерянная учительница звала кого-нибудь на помощь и отсылала девочек в сад к
озеру смотреть лебедей.
Павлову иногда спрашивали:
— Отчего у вас нет детей? Вы так их любите!
Да, она любила детей страстно и нежно. Но отвечала на вопрос как артистка:
— Балерина не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не
может обременять себя заботами о семье и хозяйстве и не должна требовать от
жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству!
Ричардсона интересовали мысли Павловой о русском балете, а также английском.
— Что, по вашему мнению, мешает английскому балету стать вровень с русским? —
задал он вопрос балерине.
Павлова охотно делилась с ним своими мыслями о хореографии разных стран.
— Нужно обязательно создать центральный орган в виде, скажем, национальной
школы, — решительно заявила она.
Ричардсон невесело заметил, что открыть такую школу совершенно немыслимо в
Англии в настоящее время. Если бы кто-нибудь пожертвовал солидную сумму денег,
тогда иное дело, Павлова считала, что английский балет мог бы иметь перспективы,
если бы нашлись хорошие педагоги. К сожалению, в Англии, как и в Америке, чаще
встречаются учителя, которые не только не умеют учить правильно танцевать, но,
что хуже, иногда физически уродуют учеников. Они предлагали детям на занятиях
упражнения, противопоказанные детскому возрасту. Такие горе-педагоги не
учитывают главного — конституции ребенка.
— Человек — не машина, — энергично напомнила она. — У каждого ребенка
восьми-девяти лет есть свои индивидуальные особенности!
Узнав, что в Англии преподавателем балета становится любой, кто пожелает, Анна
Павловна долго не могла успокоиться и с горячностью повторяла: «Это
преступление!»
В Лондоне, где население перевалило за восемь миллионов, не было постоянной
оперы. Восемь-десять недель от силы продолжался летний оперный сезон, всегда с
солистом или с солисткой с мировым именем. А потом Ковент-Гарден отдавался во
власть любителей бальных танцев.
Павлова не уставала доказывать своим зарубежным друзьям — и артистам, и
государственным деятелям, — как необходимы национальные театры, консерватории,
театральные училища. В полноценных театрах, убеждала балерина, — путь к
культуре народа.
— Моя родина, — увлеченно говорила Павлова, — может гордиться своим зрителем,
потому что он воспитан на прекрасных образцах русской национальной классики — и
в драме, и в опере, и в балете. В Москве Большой театр и Малый, в Петербурге
Мариинский и Александрийский не зависят от кассы, они получают
правительственную дотацию. И могут приглашать талантливых художников, дирижеров,
известных музыкантов. Сколько лет уже существует Мариинский театр, Большой! И
посмотрите, какие великолепные артисты там поют, танцуют. Это они приезжают к
вам на гастроли, им вы бешено аплодируете. А русский зритель кто? Не только
генерал или большой чиновник, ученые, студенты, курсистки, служащие, простой
народ! Я сама всем обязана своему театру! Хороший постоянный театр — всегда
воспитатель вкуса публики, он помогает приобщиться к прекрасному.
Впоследствии Филипп Ричардсон и английский критик Арнольд Хаскелл в своих
книгах подробно рассказали о том, с каким вниманием Анна Павлова относилась к
возрождающемуся в те годы английскому балету. Иные из англичанок, кто был в ее
|
|