|
русских актеров, существующее века, душевная близость, не считающаяся ни с
корыстью, ни с табелью о рангах, открылись в той встрече, и этим, оказывается,
я дорожил больше всего, без этого не мог жить. В этом был для меня образ родной
страны, России!.. Вдали от царской России, имея в кармане столько денег,
сколько и не снилось прежде, натанцевавшись вдоволь и наслушавшись досыта
аплодисментов, не чувствуя унизительной зависимости от чиновников Императорских
театров и их слуг, я вдруг понял, что не могу быть счастлив на чужбине, что мне
нужна моя Россия. Это помогла мне понять Павлова, хотя она и не внушала мне
таких выводов».
Из Америки Павлова и Мордкин перебрались в Лондон. Уже в апреле 1910 года
состоялось первое выступление их в столице Британии, и успех был чрезвычайный.
«Видели ли вы Павлову?» — эта фраза стала употребляться чуть ли не вместо
приветствия, — писала одна из популярнейших английских газет вскоре после
дебюта Павловой в «Палас-театре». — Где бы ни встретились два лондонца — за
обеденным столом, в гостях или в клубе, — разговор тотчас заходил об Анне
Павловой и Михаиле Мордкыне, выдающихся артистах русского балета».
И до Павловой в «Палас-театре» выступали и очень известные актеры, но то были
сенсации сезона. А на этот раз лондонцы, как считали они сами, являлись
свидетелями сенсации века. Поэтому к началу представления к «Палас-театру»
подкатывали шикарные автомобили, из них важно выходили дамы в блестящих
туалетах. Любая из них готова была простоять несколько часов за креслами, не
получив лучшего билета, лишь бы увидеть русскую знаменитость.
Успех первых гастролей в Америке и в Англии привел Анну Павловну к мысли
создать собственную постоянную труппу вместо того, чтобы при каждом новом турне
заново подбирать исполнителей характерных танцев и кордебалет. Нетерпеливая и
решительная, она здесь, в Лондоне, начала приводить в исполнение свою идею,
готовясь ко второй гастрольной поездке в Соединенные Штаты.
На первых порах труппа Павловой состояла всего из десяти человек — англичан и
русских. Репертуар был сборный, Павлова танцевала и свои коронные номера:
«Лебедь» Сен-Санса, «Мазурку» из «Жизни за царя» Глинки, Вакханку из балета
«Виноградная лоза». А. Рубинштейна, поставленные еще в России русскими
балетмейстерами. Удачей оказалась встреча с Хильдой Бьюик, молодой англичанкой,
говорившей по-русски. В случае нужды она могла служить и переводчицей.
Танцовщиц Анна Павловна отбирала после просмотра из тех, кто хотел попасть в ее
труппу. И в дальнейшем Павлова не вдруг принимала к себе артистов. Так, уже в
Америке, во время выступлений в том же театре «Метрополитен опера» Павлова
обратила внимание на Анну Васильевну Пружину, заменявшую балетмейстера
Альбертиери на репетициях с кордебалетом театра.
— Вы так хорошо ведете занятия, — сказала ей Павлова, — что я подумала, не
балерина ли вы.
Пружина оказалась балериной и совсем недавно появилась в нью-йоркском
«Ипподроме», принадлежавшем Чарльзу Диллингему. Павлова угадала в девушке
дарование и пригласила в свою труппу. Та с радостью согласилась и работала с
Павловой до конца ее жизни, привязавшись к гениальной артистке сердцем и умом.
Вторая поездка в Соединенные Штаты состоялась в 1911 году, теперь уже с
постоянной труппой и с Мордкиным. Она подтвердила успех первой. Выступления
Павловой как в Англии, так и в Америке не только усилили интерес к балету в
этих странах, но и привели к возникновению здесь в дальнейшем национальных
профессиональных школ танца и балетных трупп.
До сих пор зарубежные турне, как бы долго они ни продолжались, не отрывали
Павлову от России. Она оставалась русской танцовщицей и каждую осень
возвращалась в свое Лигово, в свой Петербург, участвовала в спектаклях на сцене
Мариинского театра. После второй поездки по Америке Анна Павловна появилась на
родине только к концу года, не выступив ни разу в сезоне 1910 года в
Петербурге…
Накануне выпал обильный снег, так что трамваи вынуждены были остановиться.
Усиливавшийся ветер с моря нагнал в каналы и реки Петербурга столько воды, что
уровень их поднялся значительно выше ординара. Только к вечеру ветер стих и
вода пошла на убыль. Подморозило, образовался санный путь.
Анна Павловна смотрела в окна зеркального класса на заснеженную Неву и
радовалась, что снова дома Любовь Федоровна вынимала из баулов ее вещи,
рассказывала, как вчера чуть-чуть не произошло наводнение и даже стреляли из
пушки, предупреждая об опасности.
Еще не успела Анна Павловна наговориться с матерью, как приехал Дандре. Между
Анной Павловной и Дандре существовали странные на первый взгляд отношения. Они
любили друг друга. Но оставался нерешенным вопрос о браке: сначала потому, что
он и она были людьми разных общественных положений — он аристократический
потомок старинного французского рода, принятый в среде высшего столичного
общества, а она дочь прачки и солдата, «малютка из кордебалета». О браке не
могло быть и речи, как думал Дандре. Теперь…
Все это промелькнуло в голове Анны Павловны в одно мгновение, и тотчас,
прогнав недобрые мысли, она пригласила:
— Садитесь, Виктор, я рада вас видеть. И рассказывайте. А вот газеты, —
добавила она и пододвинула ему лежавшую на столике кипу газет, — статьи и
рецензии собраны для вас. Вы почему такой мрачный?
Говорила она скороговоркой, переходя с одного на другое, как будто без всякой
связи. Во всем этом сквозило все еще что-то детское, чистое. Дандре молча
слушал, как всегда, удивляясь ее непосредственности и неожиданным ассоциациям.
А она уже рассказывала:
— Вы знаете, мне пришла дельная мысль — создать свою постоянную труппу. Сейчас
|
|