Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Жан Фавье - Франсуа Вийон
<<-[Весь Текст]
Страница: из 201
 <<-
 
   Залог спасенья видят свой  [14]  .



 Вийон слишком часто видел изображение увенчания Владычицы небес на левом 
портале Собора Парижской Богоматери, на протяжении уже трех веков являвшегося 
излюбленной темой художников и скульпторов, а также особенно часто в XV веке ее 
использовали на фронтисписах для часослова, так что поэт, естественно, всегда 
хранил этот образ в памяти. Христос возлагает золотую корону на голову своей 
Матери, но так, что в жесте подчеркивается их равенство. Сын Божий и та, 
которую тогда уже начали называть Матерью Божией, сидят рядом на одном троне. 
Равенство подчеркивается еще и тем, что скульптор представил увенчание не в 
виде торжественной церемонии, а как нечто сугубо интимное, семейное.
 Скорее всего, поэту не было известно, что один из художников герцога 
Бургундского Иоанна Бесстрашного не побоялся изобразить Богоматерь на самом 
верху иерархической пирамиды вечных ценностей. Однако он, конечно же, никак не 
мог забыть те «Чудеса Богоматери», которые столь часто инсценировались в Париже 
и где Дева в некоторых эпизодах представала столь женственной, столь 
по-матерински ласковой, а в других эпизодах, как бы полностью забывая свою роль 
— весьма скромную, если ориентироваться на ортодоксальную теологию, — вдруг 
начинала судить и рядить. Дева записанного приблизительно в 1450 году Жаном 
Мьело текста «Чудес» говорит, обращаясь к Богу: «Я хочу!» Вот почему, вспоминая 
о «снегах былых времен», Вийон уважительно назвал Марию «самодержавной Девой».
 Образ получился несколько противоречивым. Однако вера поэта не была 
противоречивой. На небесах Богоматерь выглядела владычицей, а на земле матерью. 
Она была человеческим лицом божественного всемогущества. И в средневековых 
легендах все ее поступки отмечены печатью доброты. Она врачевала раны, 
поднимала дух, осушала слезы. А главное, она спасала грешников. Неизменный 
успех «Чудес», обнаружившийся впервые еще в XII веке, красноречиво это 
подтверждает: Дева судит лишь для того, чтобы спасать. Отказывается она 
вмешиваться, не препятствует божьей каре лишь в тех случаях, когда речь идет об 
измене, клевете, гонении, о преступлениях против справедливости, верности, 
честного слова. Можно сказать, что ее этика почти совпадала с этикой 
героических рыцарских поэм.
 Двойное обличье Марии — царственная Дева и Дева-мать — в конечном счете делало 
ее оплотом против врага. Кроме земных человеческих несчастий существует еще 
вечное несчастье: ад. И вот Дева отстаивала у ада души, увлекаемые туда грехами.
 И в суде своего сына она всегда побеждала. Ведь она — человеческое лицо 
надежды.
 Некий насмешник, сочинявший стихи для одного парижского религиозного братства, 
репертуар которого, к счастью, сохранился, не без фамильярности высказал мысль, 
что Бог не осмеливался прекословить матери.



   А стал бы он ей вдруг перечить,
   Сам получил бы тумаков.





БОГОСЛОВЫ

 При этом в Париже тогда было достаточно много богословов. Правда, времена 
изменились. Уже лет сто они не вели своих великих дебатов, начатых в эпоху 
героических поэм, когда в результате открытия аристотелевской метафизики и 
появившихся благодаря ей новых теоретических подходов у теологов забрезжила 
надежда, что им удастся на основе изучения человеческого разума объяснить, как 
происходит откровение. Попытки Фомы Аквинского и Уильяма Оккама примирить ум и 
веру оказались забытыми. Стихли споры, связанные с утрированным и искаженным 
учением Аристотеля, которое пришло на Запад вместе с арабской наукой уже 
ставшего классиком Ибн Сины по прозвищу Авиценна и жившего позднее Ибн Рушда по 
прозвищу Аверроэс. Однако, хотя их борьба и утратила актуальность, их наследие 
все еще по-прежнему продолжало питать мысль схоластов. Вера в откровение отнюдь 
не запрещала людям искать собственных путей к этому самому откровению. Вера — 
это одно, а знание веры, существующее независимо от антагонизма тайны и 
рассудка, — это нечто совершенно иное. Оккам и его ученики достаточно 
убедительно показали, что если преодолеть в какой-то мере скептицизм, то 
фундаментальное различие между Богом и человеческим разумом способно дать новый 
импульс для развития логики. Дальше этого они, в общем-то, не продвинулись: дух 
научного исследования тогда только-только зарождался.
 На рубеже XIV и XV веков канцлер парижского университета Жан Жерсон включил в 
свою теологию некоторые элементы гуманизма, взятые из античного стоицизма. 
Жерсон читал классиков. Однако его доктрина вобрала в себя больше красноречия 
Цицерона, чем мысли Сенеки. Она не отличалась большой оригинальностью, и в ней 
полновластно царила риторика. Позаимствовать в античной мудрости кое-какие 
подходящие максимы не так уж трудно. А вот осуществить синтез недостаточно 
изученной, так и оставшейся тайной за семью печатями мысли оказалось задачей 
непосильной.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 201
 <<-