|
ожем понять, почему
различные травы лечат одну и ту же болезнь, или же почему
некоторые травы действуют на много болезней.
В Аюрведе мы воздействуем на индивидуальную конституцию,
ориентируясь на превалирующую дошу. Вообще говоря, мы
воздействуем на дошу с помощью трав или терапевтических
воздействий, природа которых противоположна характеру
соответствующей доши. Согревающие и подсушивающие виды
лечения применяются в случаях конституции капха, которая
тяготеет к охлажденности и влажности. Нагревание и
увлажнение используется в случае ваты, для которой
характерна тенденция к охлаждению и сухости; охлаждение и
подсушивающее лечение используются для конституции питта,
качество которой -- избыточная теплота и влажность.
Однако в некоторых случаях травы, которые акцентуируют
соответствующую дошу, могут способствовать лечению ее.
Некоторые травы, которые усугубляют капху как, например,
лакрица, путем разжижения избыточной или накопившейся капхи
посредствоми увлажняющего действия соответствующей травы,
облегчают ее выведение из организма. Поэтому то
обстоятельство, что та или другая трава может усилить данную
конкретную дошу, вовсе не означает, что такая трава ни в
коеми случае не может использоваться при лечении
соответствующей доши. Такая трава может быть полезной в
условиях кратковременного ее применения, или же в случае
уравновешивания ее другими травами, более антагонистического
в отношении соответствующей доши характера. Гербальные курсы
лечения и составы следует рассматривать интегрально в
соответствии с общей стратегией и конечным ее результатом.
Индивидуальная конституция и заболевания
Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль
болезней, к которым предрасположен соответствующий человек.
Например, лица с конституцией капха склонны страдать
болезнями данного стереотипа, как например, простудные и
застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут
также страдать от заболеваний иной природы, нежели их
конституция, как например, характерной для капха-типа людей
простудой может заболеть и индивид с конституцией питта.
Поэтому мы должны учитывать не только природу
соответствующего пациента, но также и болезни, его
поразившей, и воздействовать на то и другое.
На санскрите индивидуальная конституция напзывается
пракрути, что означает "природа". Патологическое состояние
(болезнь) называется викрути, что означает "отклонение от
природы". При выяснении конституции того или иного лица мы в
большей степени ориентируемся на врожденные показатели,
такие, как физическая конституция, или же долгосрочные,
проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые
предпочтения. С другой стороны, выяснение характера
заболеваний в большей степени определяется симптомами,
которые могут носить временный характер.
В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать
на острые, временные или поверхностные патологические
состояния, то определение индивидуальной конституции не
имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и
непосредственно воздействовать на само болезненное
состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и
хронических заболеваний, то есть в условиях длительного
лечения для полного и эффективного лечения важным является
знание конституции больного.
Патологические состояния, имеющие природу, отличную от
таковой соответствующего индивидуума, относительно легко
подвергаются лечению. В то же время заболевания той же
природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума
усиливает природу самой болезни.
В этом случае мы можем более просто и непосредственно лечить
само заболевание. Однако в условиях более глубоко сидящих и
более хронических болезней, когда речь идет о длительном
лечении, знание конституции в
|
|