|
раса),
содержит питание для всех дхату. Эта «питательная плазма» трансформируется с
помощью тепла (дхату агни) и снабжает питанием соответственно каждую дхату.
РАСА трансформируется в РАКТА, которая потом проявляется в МАМСА, МЕДА и т.д.
Эта трансформация является результатом трех основных действий: орошения
(питание подается к семи дхату через кровеносные сосуды), отбор (каждая дхату
выбирает соответствующее питание для выполнения своих физиологических функций)
и непосредственно трансформация (так как питательные вещества проходят через
каждую дхату, то создается питание для каждой последующей дхату). Эти три
процесса - питание, отбор и трансформация происходят одновременно в процессе
создания семи дхату. Дхату питаются и трансформируются для поддержания
нормальных физиологических функций в различных тканях, органах и системах.
Карта 4
ЦИРКУЛЯЦИЯ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ДХАТУ
СЕМЬ ДХАТУ:
1. РАСА (плазма) поддерживает функции менструации (артава) в матке, лактацию
(станоя) в грудных железах.
2. РАКТА (ткань крови или красные кровяные тельца) поддерживает мышцы сухожилий
(кандара) и кровеносные сосуды (сира).
3. МАМСА (мышечная ткань) поддерживает натяжение мышц (снайю) и кожи (тваша).
4. МЕДА (жировая ткань) поддерживает подкожный жир (васа) и функции пота
(сведа).
5. АСТХИ (костная ткань) поддерживает зубы (данта), ногти (накха) и волосы
(хеша).
6. МАДЖА (костный мозг, нервная ткань) поддерживает функцию слезовыделения
(акшивит снеха).
7. ШУКРА (семя, органы воспроизведения) поддерживает функции мозга.
Когда в балансе вата – питта - капха есть нарушение, это непосредственно
отразится на дхату. Нарушение доша (вата, питта или капха) и дефект дхату
всегда влекут за собой болезненный процесс. Здоровое состояние дхату может быть
сохранено мерами по поддержанию баланса вата – питта - капха путем
соответствующей диеты, упражнений и осуществления восстановительной программы.
Глава 5. Качества
Аюрведа представляет из себя тонкую медицинскую науку о свойствах или
качествах. Эти качества еще называются гуны. Великий аюрведический врач Чарак
обнаружил, что все органические и неорганические субстанции также, как и все
мысли и действия, обладают определенными качествами. Эти качества содержат
потенциальную энергию, действия которой выражаются кинетической энергией.
Качества и действия тесно связаны между собой, так как потенциальная энергия
качеств со временем становится действием или кинетической энергией. Согласно
Аюрведе существуют двадцать основных качеств. Прилагаемая таблица показывает
эти двадцать качеств и их действия.
После тщательного наблюдения за вселенной и человеком Чарак распределил
двадцать основных качеств на десять противоположных пар (например, тепло -
холод, медленно - быстро, тупой - острый, влажно - сухо). Эти противоположные
силы функционируют вместе. Вселенная в целом есть проявление двух основных
противоположностей - мужской и женской энергий. Итак, возможно понимание
Вселенной как взаимодействия противоположных сил, которые проявляют себя в
основных качествах.
Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами, и субстанции,
имеющие аналогичные качества, будут стремиться ухудшить связанные с телом
свойства по закону «подобное стремится к подобному». Например, в летний сезон
качества аналогичные качествам питта - жар, сухость, легкость, подвижность и
проникновение. Естественно, летом питта в теле будет ухудшаться. Вата - легка,
суха, подвижна, груба и холодна; значит в осенний сезон, имеющий те же качества,
вата в конституции человека будет стремиться к ухудшению. Наконец, капха -
жидкая, тяжелая, холодная и мутная; значит зимой, когда эти свойства
преобладают во внешней среде, внутренняя капха будет стремиться к ухудшению.
Если человек постоянно принимает вещи с качествами, противоположными
качествам его тела, то эти противоположные качества извне могут стать
доминирующими и привести к беспорядку в теле. Например, вата-индивидуум,
естественно, имеет излишек легких качеств.
Если такой человек постоянно поглощает тяжелые капха продукты, которые
сдерживают легкие качества тела, то через некоторое время его индивидуальные
качества вата (легкий) переменятся на капха (тяжелый). Таким образом, качества
тела могут измениться вопреки естественным, присущим конституции склонностям.
Чтобы понять и оценить аюрведическую концепцию качеств, необходимо
углубленно медитировать на них. Исследование качеств - очень тонкое искусство,
и оно требует постоянного осознания. Если, например, человек ест горячий пряный
перец, как отреагируют его чувства? Он немедленно почувствует жар, потение и
жжение во рту из-за остроты и проникающего влияния этой пищи. А на следующий
день моча и кал могут иметь качество жжения.
Аюрведическая концепция фармакологии, терапии и приготовления пищи
основана на действии и взаимном противодействии этих двадцати качеств. Поняв
эти качества, можно поддерживать баланс в тридоша.
Таблица 3
ДВАДЦАТЬ КАЧЕСТВ (ГУН) И ИХ ДЕЙСТВИЯ
1. ТЯЖЕЛЫЙ (гуру) - увеличивает капха, уменьшает вата и питта. Увели
|
|