|
Бергельмир стал родоначальником нового поколения великанов, получивших имя
йотунов, или турсов.
Йотуны обитают в холодной каменистой стране где-то на востоке мира (в его
горизонтальной проекции), эта страна называется Йотунхейм, или Утгард. Правит
ими великан по имени Утгарда-Локи, или Скрюмир. Совпадение имени этого великана
с именем аса Локи до сих пор не получило удовлетворительного объяснения;
любопытно, что Саксон Грамматик в своих «Деяниях датчан» утверждает, что
Утгарда-Локи — это собственно Локи, изгнанный другими богами в Утгард.
Йотуны, с одной стороны, хранители древней мудрости, унаследованной ими от
инеистых великанов. Мудрость йотунов показывает, в частности, эддическая песнь
«Речи Вафтруднира», в которой Один состязается в вопросах и ответах с великаном
Вафтрудниром. К йотунам, вероятно, принадлежал и Мимир, с чьей головой Один
советуется и из чьего источника у корней ясеня Иггдрасиль он черпает мудрость.
Мудр и Скрюмир, испытывающий Тора своими загадками, мудры Суттунг и Бауги —
хранители меда поэзии.
С другой стороны, йотуны нередко демонстрируют скудоумие, впоследствии ставшее
отличительной чертой их потомков — троллей. Таков противник Тора Трюм, таков
Хюмир, вместе с Тором ловивший мирового змея Йормунган- да, таков, наконец,
безымянный великан-строитель Асгарда, обманутый Локи (подробнее о сражениях
йотунов с богами см. главу III первой части).
С течением времени миф уступил место сказке, и мифологические йотуны
«превратились» в недалеких троллей, унаследовавших от своих предшественников
только огромную силу — и страх перед Тором, защитником богов и людей. Многие
скандинавские баллады посвящены противоборству людей с троллями; как правило,
люди одерживали в этих противоборствах победу не силой, а хитростью. Так,
например, датская баллада «Святой Олуф и тролли» рассказывает о поединке
конунга Олуфа с троллями, обитавшими на горе Хорнелуммер:
Велит он построить и с брега столкнуть
Ладью отменной оснастки.
«Отсель мы отправимся, чтоб задать
Нечистой силе острастки!»
Кормщик взобрался на груду добра.
«Стоянка с худою славой
У Хорнелуммера: эта гора
Захвачена троллей оравой.
Множество лет живет на земле
Старшой их, по прозвищу Аред.
Наши ладьи с молодцами в скале
Замыкает злодей и скаред.
Пышут кострами гляделки его.
Ногти чернее дегтя,
Загнуты вроде козлиных рогов,
Длиной не менее локтя.
Его бородища у самых колен
Треплется конской гривой.
Тошно глядеть на когти его
И видеть хвост шелудивый».
Но конунг не испугался и не отказался от своего намерения. Только ладья подошла
к горе, как навстречу конунгу вышел сам Аред.
«Скажи мне, Рыжая Борода,
Как ты со страху не умер?
Большая тебя ожидает беда!
Попомнишь ты Хорнелуммер!
Никто не причаливал к нашей земле!
Вот собью с тебя спесь:
В скалу одной рукой засажу
Ладью, что болтается здесь!»
Аред попытался выполнить свою угрозу, но лишь увяз в скале по колена. Он
воскликнул:
|
|