Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Мифы Эллады :: Арский Ф. - В стране мифов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
пожаре в храме Артемиды. И все-таки имя пережило века. "Геростратова слава" - 
так и поныне называют позорную известность тех, кто запятнал себя преступлением 

или недостойным деянием.
Ловкая, сильная, мужественная Артемида хозяйничает в лесах и горах, и нет 
спасения от ее звенящих, не знающих промаха стрел. Она же нежно ухаживает за 
детенышами диких животных, ревниво оберегает священные рощи, куда запрещено 
вторгаться смертным, девственные луга и поля. Сердце ее холодно, и ей незнакомы 

любовные томления. Но горе тому, кто посмеет посягнуть на ее непорочность, даже 

кинуть взор на ее прекрасное тело. Единственный человек, которому довелось 
увидеть ее обнаженной, - охотник Актеон - был превращен ею в оленя, которого 
растерзали его собственные собаки. Правда, есть версия, что гнев богини был 
вызван иным обстоятельством: Актеон будто бы хвастался, что он более искусный 
охотник, чем Артемида. Разумеется, этого богиня стерпеть не могла.
Вообще олимпийцы страшно беспокоились за свой авторитет, и высшей 
дерзостью считалось, если кто-нибудь из людей хоть в чем-то посмеет сравнить 
себя с ними. Подобные попытки пресекались решительно и жестоко. Переубеждать, 
доказывать, спорить - этого боги не умели, да и просто не считали нужным. Какие 

дискуссии, когда в руках безграничная власть и столь же безграничное право 
использовать ее?
Гордилась своим потомством фиванская царица Ниоба: ни у одной женщины не 
было более прекрасных детей. Но царица посмела бросить вызов богине Латоне: что 

такое ее близнецы - Аполлон и Артемида - по сравнению с семью сыновьями и семью 

дочерьми Ниобы?! И расплата последовала мгновенно. Бог света и богиня охоты 
убедительно доказали свое превосходство: они хладнокровно перестреляли из луков 

беззащитных детей, а несчастная мать окаменела от горя, склонившись над телом 
последней дочери. Такой изобразил ее известный скульптор IV века до нашей эры 
Пракситель, на статую которого была сочинена эпиграмма:
В камень живую меня обратили враждебные боги,
Снова из камня живой сделал Пракситель меня.
А Овидий рассказывал, что близ Трои, куда буря перенесла окаменевшую 
царицу, стоит неподвижная скала, принявшая облик женщины. Давно уже покинула ее 

жизнь, но слезы не иссякли до сих пор и текут из пустых глазниц по белоснежному 

мрамору. Таким и остался образ Ниобы в сознании людей- памятник скорби и печали.
 
А может быть, напоминание о бессердечии богов?
И как знать, не сводил ли каких-нибудь счетов с суровой богиней отчаянный 
Герострат, вымещавший столь нелепым способом свою обиду или злость на храме, 
воздвигнутом в ее честь? История, во всяком случае, дала немало примеров того, 
как изничтожались произведения искусства, единственным, но вполне достаточным 
пороком которых являлось то, что они были связаны с ненавистными именами и 
воспоминаниями. Потом проходили годы, века, и новые поколения спокойнее 
относились к прошлому, нередко переоценивали деятельность тех, кого прежде 
безоговорочно осуждали, и все становилось на свое место - то самое место, о 
котором заботится беспристрастная история.

УБИЙЦА ИЛИ СПАСИТЕЛЬ?

Красивый, интеллигентный юноша с артистической шевелюрой, стройный, 
изящный, не отличающийся особой силой, но зато поражающий своей 
одухотворенностью, - таким знает широкая публика Аполлона. Сразу скажем, 
подобное представление рождено всемирно известной статуей Аполлона 
Бельведерского, созданной в IV веке до нашей эры. Скульптор Леохар изобразил 
изысканного красавца, театрально откинувшего гордую голову и словно 
выставляющего себя напоказ.
Столь лакировочный образ сложился лишь в позднюю эпоху, в период эллинизма 
(IV-I века до нашей эры). Раньше же греки воспринимали Аполлона совсем иначе. 
Он 
был для них чуть ли не самым главным богом. То есть, конечно, старшинство и 
главенство принадлежало Зевсу, однако культ "отца богов и людей" играл в 
классическую эпоху гораздо меньшую роль в жизни, чем культ его сына.
Каждое греческое племя отдавало предпочтение тем или иным олимпийцам. 
Аполлона же чтили всюду. Уже в V веке до нашей эры историк Геродот называет его 

"богом эллинов". А святилище Аполлона в Дельфах собирало паломников со всей 
Эллады и считалось залогом единства греческого народа, разделенного на мелкие 
города-государства.
Аполлон-весьма разностороннее и противоречивое существо. Он бог света, 
дает жизнь, тепло; он же своими лучами поражает насмерть. "Феб-Аполлон"- уже 
само имя отражало эту двойственность: Феб - "светлый", а "Аполлон" - "губитель".
 
Не удивительно, что он наводит ужас и на людей и даже на богов. Когда Латона 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-