|
"Не та нынче молодежь, то ли дело в наше время!" Эта традиционная фраза,
которую произносит до сих пор каждое взрослое поколение, самодовольно уверенное
в своих неповторимых достоинствах, вероятно, впервые прозвучала, когда на смену
золотому пришел серебряный век. Действительно, молодежь стала не та. Второе
поколение оказалось слабее и духом и телом. Правда, люди по-прежнему жили
долго:
до 100 лет они считались неразумными и росли под надзором матерей. Плоды столь
длительного домашнего воспитания были весьма печальны: вступив на путь
самостоятельной жизни (а срок ее был невелик), избалованное второе поколение
старалось наверстать упущенное и снисходительно поглядывало на старомодных
родителей, робко заикавшихся насчет того, что не вредно бы вести себя несколько
сдержанней и умнее. Дошло до того, что богам перестали приносить жертвы на
алтарях, перестали уважать не только святыни, но и друг друга. Возникли распри,
начались насилия. Не в состоянии спокойно смотреть на такое вырождение, Зевс
упрятал это поколение под землю.
Наступил медный век: третье поколение олимпиец создал из древка своего
копья. Но ничего хорошего все равно не получилось. Медные люди признавали лишь
один культ-культ силы. Доводы рассудка достаточно убедительно заменял кулак.
Война стала их основным занятием. Гигантского роста, наделенные огромной силой,
жестокие и упрямые, они не могли придумать ничего лучшего, как поголовно
истребить друг друга.
Но Зевс был неутомим и создал четвертое поколение. Оно принципиально
отличалось от прежних - то были герои, в чьих жилах текла божественная кровь.
Эти полубоги тоже были могучими и смелыми, но к тому же они научились уважать
справедливость и человеческое достоинство. Правда, вскоре выяснилось, что одни
и
те же поступки люди оценивают по-разному, и в бесплодных спорах почему-то никак
не рождается истина. Пришлось защищать эту истину с оружием в руках. И герои
столь отчаянно боролись за правду, что, в конце концов, не осталось на земле ни
одного полубога. Одни погибли в грандиозном сражении под Фивами, причина
которого была чрезвычайно убедительна: два брата, управлявших городом,
царствовали поочередно, и в правление одного второй обязан был отправляться в
изгнание. Достаточно было однажды нарушить этот закон, чтобы разгорелась война.
Другие пали у стен Трои во имя того, чтобы вернуть спартанскому царю
Менелаю его легкомысленную супругу, которая предпочла солидному, уважаемому
правителю юного красавца Париса.
Так или иначе, непримиримые идейные противники, сведя счеты с жизнью,
отправились в подземное царство, правда, не туда, куда попадали обычные
смертные, а в особый уголок, специально отведенный для праведников, - на Остров
блаженных.
И вот наступил последний, железный век. Пришло поколение обычных,
маленьких, беззащитных людей, задавленных заботами о хлебе насущном, изнуренных
тяжким трудом. Именно о них - своих современниках - поведал нам живший в VIII
столетии до нашей эры Гесиод, подробно пересказавший поучительный миф о пяти
веках в поэме "Труды и дни".
Если бы мог я не жить с поколением пятого века!
Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.
Чем может похвастаться железный век? Тем, что в мире зло побеждает добро?
Что скромность и честность отступают перед богатством и ложью? Что люди
завидуют
друг другу и чинят насилия? Что богини Совесть и Правосудие покинули землю,
лишив ее обитателей защиты от бед и несправедливости?
Гесиод, правда, не теряет надежды - ведь все зависит от богов. Не зря же
30 тысяч соглядатаев регулярно сообщают Зевсу обо всех земных делах. И если он
до сих пор ничего не предпринимает, то ему виднее: значит, так надо. И люди
должны покорно ждать своей судьбы - не им судить о действиях верховного
владыки!
Прямо скажем, подобный оптимизм держится на довольно шатком основании. В
особенности если вспомнить еще один миф, который отнюдь не вселяет уверенности
в
добрых намерениях олимпийцев.
Оказывается, Зевс уже с давних пор ревниво заботится о смертных. Для их же
блага он старался, чтобы они были лишены разума (мифы не допускают мысли, что
Зевс при этом, пожалуй, больше беспокоился о себе!). Для их же пользы он
спрятал
под землей источник жизни - пищу, тем самым, заставив людей трудиться в поте
лица.
Но нашелся смельчак, который восстал против подобной политики. Титан
Прометей украл из кузницы Гефеста божественный огонь и подарил его людям. Он
|
|