|
Кельтская мифология
Введение
О кельтах мы знаем гораздо меньше, чем о греках или римлянах, хотя они
тоже создали великую и своеобразную цивилизацию. В отличие от римлян они не
заботились о создании обширной империи, продолжая жить по законам
родоплеменного общества, и поэтому не оказали сколько-нибудь заметного
влияния на другие народы.
Серьезной проблемой, с которой сталкиваются желающие узнать о кельтах,
является полное отсутствие текстов по истории и литературе, записанных
непосредственно в ту эпоху. Известно, что у кельтов существовала
письменность, но создается впечатление, что они ею не пользовались. Можно
лишь предполагать, что эта странная особенность была составной частью их
социальной и религиозной культуры и что друиды, или жрецы, наложили на весь
народ своего рода табу, запрещающее записывать что бы то ни было.
Поэтому наследие кельтов дошло до нас исключительно в устной традиции.
Их культура невероятно богата волшебными легендами и преданиями, которые
веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких
вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. И лишь в
сравнительно недавнее время наши знания о кельтах существенно пополнились
благодаря археологическим раскопкам. И артефакты, найденные в таких
раскопках, поведали нам об образе жизни кельтов гораздо больше, чем
уцелевшие письменные источники.
Так как у кельтов бытовало поверье, что после смерти человек
просто-напросто отправляется путешествовать в потусторонний мир, в их
захоронениях были найдены не только останки умерших, но и множество бытовых
вещей, которыми покойные пользовались в земной жизни и которые, как
считалось, понадобятся им в царстве смерти. Эти находки, к числу которых
относятся повозки, телеги, даже лошади, а также всевозможные тарелки и
блюда, инструменты, оружие и ювелирные украшения, позволили ученым полнее и
глубже понять быт и нравы кельтов и доказали, что сами кельты отнюдь не были
таким примитивным народом, как полагали многие.
Эта книга, рассказывающая о различных обычаях и преданиях кельтов,
существенно расширит представления читателя о народе, жизнь и история
которого и сегодня в значительной мере окутаны покровом тайны.
* ЧАСТЬ I. *
МИФОЛОГИЯ БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ
Глава 1.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
КЕЛЬТСКОЙ МИФОЛОГИИ
Древнейшие легенды и поэтические памятники любой страны и любого народа
представляют огромный интерес и ценность не только для потомков, но и для
всего человечества. В качестве примера достаточно назвать классические мифы
Древней Греции. Они оказали, так сказать, троякое влияние на историческую
судьбу народа, создавшего их, и страны, земля которой была их ареной и
сценой их действия. Во-первых, во времена, когда эти предания были еще свежи
в памяти, вера в их подлинность и гордость за своих отцов стали силой,
способной объединить разрозненные племена эллинов в единую конфедерацию.
Во-вторых, они вдохновили скульпторов и поэтов на создание творений, не
только непревзойденных, но и не повторенных ни одной из культур во все
последующие века. И наконец, в эпоху, когда "слава Греции" померкла и ушла в
прошлое, а ее жители под натиском все новых и новых захватчиков почти
потеряли право именоваться эллинами, эти мифы прочно вошли в литературы
нового времени и окружили Грецию тем поэтическим ореолом, благодаря которому
эта небольшая страна выглядит в глазах остального мира куда более великой,
чем многие державы, далеко превосходящие ее и по площади, и по ресурсам.
Это постоянное влияние классической мифологии древних греков, ощутимое
во всех цивилизованных странах, особенно заметно на Британских островах.
Практически с момента зарождения английской литературы созданные греками
предания о богах и героях служили неиссякающим источником вдохновения для
большинства британских поэтов. Обитатели Олимпа, блаженной обители
древнегреческих богов, приняв более привычные латинские имена, заняли в
английской поэзии почти такое же место, что и в поэзии самой Эллады. Начиная
с Чосера они навсегда овладели вдохновением поэтов и читателей Британских
островов. Магическое очарование классических мифов, подобно кельтскому
Граалю, щедро питает всех, кто хотя бы paз испытал его.
Однако в конце концов и этот источник стал иссякать. Будучи на
английской почве явлением чужеземным и экзотическим, греческие мифы
деградировали, став заурядной банальностью. Под неискусным пером
второстепенных пиитов XVIII века персонажи мифов превратились в раскрашенных
|
|