Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мифология и Легенды :: Мифы Европы :: Кельтская мифология
<<-[Весь Текст]
Страница: из 243
 <<-
 
равноденствия. Подобно  тому,  как  Белтэйн знаменовал  собой  начало  лета,
Самхейн  служил символом его  окончания.  Кроме того,  большим праздником  у
кельтов считался и день летнего солнцестояния. Он отмечался в начале августа
и был посвящен богу, которого галлы называли Лугус, гэлы - Луг [1], а бритты
-  Ллеу,  своего рода панкельтскому Аполлону, а когда его  культ бога  войны
отошел в прошлое - верховному божеству местного пантеона.

     [1] Луг - первый король сынов Мил Эспэйна. Его чаще называют Эремоном.

     Нет никаких сомнений в том, что британского Аполлона видели танцующим и
играющим на арфе не где-нибудь, а  в знаменитом Стоунхендже. Это грандиозное
сооружение  вполне соответствует описанию  "величественного храма Аполлона",
расположенного,  по свидетельству Диодора,  "в самом центре  Британии". "Это
круглое  сооружение,  - пишет он, -  стены которого  украшены  всевозможными
дарами,   приносимыми  по  обету,  и  плитами  с  надписями  на   греческом,
оставленными паломниками. Правители храма и города носят название "бореадки"
[1];  они  наследуют  власть  от  предков согласно  законам  своего племени.
Простые  граждане музицируют,  играют на  арфах и  поют песнопения  в  честь
солнца". Таким  образом,  Стоунхендж в древности был  сакральным религиозным
центром,  принадлежавшим  одновременно  всем  племенам  и  народам Британии,
подобно Иерусалиму или Риму эпохи античного язычества.

     [1] Существует предположение, что  титул  "бореадк"  представляет собой
попытку передать звучание древнебританского слова "бард".

     Эти  великие  боги,  без  сомнения, пользовались  особым  почитанием  у
кельтов не только  Великобритании и  Ирландии, но и континентальной  Галлии.
Иногда  пути их странствий можно  проследить  по названиям, сохранившимся на
просторах  древнего  кельтского  мира.  В  других  случаях  одни  и  те   же
персонификации сил  природы имеют в  разных  местах одинаковые  атрибуты, но
выступают  под  разными  именами.  Помимо них, существовало  множество более
мелких божеств, почитавшихся  в рамках  какого-то одного племени, считавшего
их  своими  предками и покровителями. "Клянусь богами  моего  народа", - так
звучит клятва героя  в древних  гэльских  сагах.  У племен  a6opигенов также
существовали  свои   собственные   божества,  однако  влияние  последних  на
формирование  кельтского  друидизма  остается  недоказанным.  И  мы   вправе
усматривать  в  безымянных духах ручьев и рек, гор и лесов, едва  различимые
следы культов которых сохранились до наших дней, богов необозримого пантеона
древних иберийцев. Эти местные божества,  естественно, никогда не вступали в
конфликт с  великими кельтскими богами - персонификациями сил природы, и эти
две религиозные системы существовали бок о бок, параллельно друг другу, и их
ритуальные  священнодействия нередко совершал один и тот  же жрец. Для  того
чтобы  отрицать  бытие  других  богов,  необходимы  строго  монотеистические
взгляды.  Народы, исповедующие политеизм, очень  редко,  если  не сказать  -
никогда, поднимаются на такие высоты духа. Покоряя другие народы и вступая в
контакты  с  ними,  победители,  естественно,  считают  своих  богов  самыми
сильными. Однако  при этом они  не отрицали, что боги побежденных тоже имеют
право  жить на  своей земле.  Они, так сказать, издавна знают свою  страну и
обладают неисчерпаемой силой,  способной  творить зло! А вдруг, мстя за себя
самих  и  своих  поклонников,  они превратят покоренные земли  в  бесплодную
пустыню, бесполезную для победителей?  Поэтому язычники-победители  всегда с
готовностью протягивали руку дружбы и признания богам своих новых подданных,
стремились умилостивить  их жертвоприношениями  и даже нередко  принимали  в
свой собственный пантеон.
     Так  возникает вопрос о "национальном происхождении" богов, с легендами
о  которых мы  хотели  бы познакомить  читателей.  Может  быть, они все  без
исключения имеют  арийское  происхождение, или кому-нибудь из великих  богов
аборигенов Британии  удалось  занять место среди них, рядом  с  богиней Дану
гэлов или  Дон - женским божеством бриттов? Некоторые кельтские божества, по
мнению  ученых,   имели  характерные  черты,   говорящие  об  их  неарийском
происхождении. По правде говоря, это вопрос весьма непростой. В то  же время
боги  древних   греков  -  одни   из   них   имели  арийское  или  эллинское
происхождение,  другие  были  заимствованы  из  доарийских  и  пелазгианских
культов,  а  некоторые появились в Элладе  благодаря  семитическим народам -
собрались  в  единую великую  семью  богов,  так  что  и  мы вправе  считать
равноправными  обитателями  своего  национального  Олимпа всех тех  божеств,
легенды о которых лежат в основе "Мифологии Британских островов".


        * ЧАСТЬ II. *

ГЭЛЬСКИЕ БОГИ И ЛЕГЕНДЫ О НИХ


        Глава 5.

БОГИ ГЭЛОВ

     Из двух кельтских народов, обитавших на наших островах, гораздо лучше и
полнее сумели сохранить свою мифологию гэлы. Иногда мы располагаем настолько
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 243
 <<-