|
только гораздо более могущественные. Любые страсти, будь то любовь или
война, любые искусства и ремесла, такие, как поэзия или кузнечное дело,
имели своего бога-основателя, учителя и покровителя, и обо всех эти
божествах, а также об их предполагаемых детях слагались поэтические и
аллегорические предания, о которых и рассказывается в этой книге.
Подобно другим нациям, все равно - арийского или неарийского
происхождения, кельты, помимо богатой мифологии, обладали и религиозной
системой. Как оказывается, мало только рассказывать предания о богах из
мрачного царства теней. Надо, чтобы их можно было увидеть в зримых образах,
изваяниях, установленных в святилищах или храмах, где в их честь
устраивались ритуальные мистерии и совершались жертвоприношения. Хранителями
культа каждого из этих божеств были жрецы, кормившиеся от его алтаря.
Жрецы кельтов известны под названием друидов. В основе слова "друид"
лежит корень "ДР", означающий в некоторых арийских языках [1] дерево и в
первую очередь - дуб. Это чаще всего истолковывается как свидетельство того,
что друиды воздавали особые почести царю деревьев. Известно, что омела -
странное растение-паразит, облюбовавшее дуб, - считалось у друидов главным
среди "могущественных трав" и играло важную роль в их ритуалах; то же самое
можно сказать о почитании омелы у других арийских племен. Так, у норвежцев
омела была посвящена богу Бальдеру, а римляне считали ее "золотым сучком",
открывающим вход в аид.
[1] Ср. славянское слово "древо" с тем же корнем (/Прим. перев./).
Свидетельства латинских и гэльских авторов дают нам весьма полное
представление о служении друидов и о том особом почитании, которым они были
окружены. В древности они были для своего племени и жрецами, и
врачевателями, и волхвами, и прорицателями, и богословами, и учеными, и
историографами. В них была сосредоточена вся полнота духовной силы и все
человеческие знания; поэтому друиды всегда занимали почетное второе место
после королей и вождей. Они были полностью освобождены от уплаты налогов в
казну короля и от участия в военных походах, что позволяло им всецело
посвятить себя своему божественному служению. Их решения считались
окончательными, и те, кто не желал подчиниться им, подвергались жестоким
гонениям и всеобщему бойкоту. Классические латинские авторы рассказывают о
настоящем господстве друидов в Галлии, где последние, несомненно,
позаимствовали пышные ритуалы у своих более цивилизованных соседей. Жрецы
высшего ранга гордо презирали знаки почтения со стороны простых смертных,
стремясь войти в касту избранных, провозгласивших себя прямыми посредниками
между людьми и богом небес или богом- громовержцем. В этом отношении с ними
можно сравнить разве что представителей екклесиастических сект средневековой
Европы в пору их наибольшего могущества, пользовавшихся наивысшими духовными
и светскими почестями и являвшихся носителями самой высокой культуры своего
времени. И тем не менее подлинной столицей друидизма была отнюдь не Галлия с
ее величественными языческими храмами, пышными жреческими одеяниями и
изощренными ритуалами. По свидетельству того же Цезаря, друиды Галлии
верили, что их религия происходит с Британских островов, и у них даже
существовала практика посылать своих "студентов-богословов" на другой берег
Ла-Манша, в Британию, чтобы те познакомились с учением друидизма в его
чистом виде. Проследить следы того или иного культа - значит пролистать
вспять историю развития культуры. Именно Британию имел в виду Плиний
Старший, говорят, что она "могла бы поучить самих персов магии" - то есть
тем самым достаточно примитивным и первобытным ритуалам, которые получили
распространение у друидов Галлии, обретя еще более примитивные и архаичные
черты. Кстати, любопытно отметить, что Британию считали прародиной друидизма
и древние ирландцы, полагавшие, что этот культ был занесен в их страну с
соседнего острова. Их герои и пророки получали высшие сакральные знания лишь
после того, как совершали паломничество в Альбу (/см./ главу 12, "Ирландская
Илиада"). Однако, каково бы ни было происхождение друидизма, он, несомненно,
являлся общепризнанной религиозной системой древних кельтов. Некоторые
ученые, пытаясь установить истоки друидизма, идут еще дальше, утверждая, что
мрачные пророчества и дикие ритуалы, практиковавшиеся в нем, несут на себе
печать более низкого уровня сознания, чем поэтичные и гуманные верования
кельтов. Профессор Рис склонен полагать, что в эпоху римского владычества на
Британских островах существовали целых три религиозные системы: "друидизм"
иберийских аборигенов, чистый политеизм бриттов, которые, обосновавшись в
Британии несколько позже, еще не успели смешаться с туземным населением, и
синкретические арийские и неарийские культы гойделов, ассимилировавшихся
среди аборигенов. Однако многие ученые отвергают эту гипотезу. В самом деле,
чтобы объяснить примитивные или откровенно варварские черты, сохранившиеся в
религии более высокого уровня, мы вовсе не обязаны полагать, будто они были
заимствованы у племен, находящихся на более низкой стадии развития культуры.
Арийцы, как и все другие народы, неизбежно должны были пройти через стадию
первобытной дикости; а мы знаем, что религиозные верования древних греков,
столь гуманные и светлые, сохраняли черты настоящего варваства и жестокости,
ничуть не уступающие в этом отношении мнимому варварству кельтов.
К сожалению, нам мало что известно о знаменитых вероучителях друидов,
что объясняется их обыкновением никогда не записывать свои вероисповедальные
доктрины. Однако у Цезаря можно найти краткое изложение их религии. "Один из
их главных догматов, - пишет он, - заключается в следующем: души после
|
|