|
Ритуальный символ горы (в форме иероглифа шань — «гора»). Бронза (IV в. до н. э.
).
Куньлунь — локальная манифестация мифологемы мировой горы, известной многим
мифологическим традициям. Мировая гора представляет собой образ мира, модель
Вселенной, вариант мирового древа (в мифах эти два символа иногда совмещаются —
мировое древо растет на вершине горы). Мировая гора находится в центре мира,
вокруг нее, как вокруг мировой оси, строится мироздание; от ее вершины дорога
ведет к небесам, а нижняя часть горы указывает на вход в подземный мир. Вершина
горы отдана во владение богам, посредине обитают люди, а у подножия горы или
под ней — злые духи. М. Элиаде писал, что «вершина мировой горы является не
только наивысшей точкой земли, но также ее пупом, точкой, где творение имеет
свое начало».
Мифологическое пространство структурируется, как правило, в двух направлениях —
по вертикали и по горизонтали. Вертикальную проекцию представляет мировая ось —
либо гора, либо мировое древо. Последнее есть центр и опора мира, модель
мироздания, его вертикальная проекция: крона мирового древа достигает небес,
корни уходят в преисподнюю, ствол соответствует срединному миру, то есть миру
людей. Характерным «образчиком» мирового древа может служить скандинавский
Иггдрасиль, который связывает между собой девять миров; на его вершине сидит
мудрый орел, корни дерева гложут змеи и дракон Нидхегг. Три корня Иггдрасиля
уходят в подземный мир; под ними расположены источники, и среди них тот, у
которого живут богини судьбы норны. В «Младшей Эдде» сказано, что Иггдрасиль
«больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются
выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один
корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая
Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму…» А «Старшая Эдда» описывает Иггдрасиль
так:
Тремя корнями
тот ясень-древо
на три страны пророс:
Хель — под первым,
Хримтурсам — второй,
под третьим род человеков.
Белка по имени
мысь Вострозубка
снует по Иггдрасиль-древу,
сверху она
слово орла
вниз темному Нидхеггу носит.
Две пары оленей
вершину древа
гложут, вытянув выи:
Туротрор, Умерший,
Мешкий и Чуткий.
И змей немало
под Иггдрасиль-древом —
больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник —
волкодлачьи чада,
тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
мне же ведомо: ветви
Древа им вечно грызть.
Иггдрасиль-ясень
терпит страсти,
коих не знают люди:
олень объедает,
ствол подгнивает,
Нидхегг терзает снизу.
[15]
|
|