|
ВАВИЛОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Вавилонская религия находилась на более высоком уровне развития, чем египетская,
которая, по словам одного из величайших египтологов, Масперо, была близка к
анимизму и фетишизму африканских племен. И все же шумеры и вавилоняне в
сравнении с египтянами имели очень слабое представление о жизни после смерти.
Для них нижний мир был средоточием тьмы, где ушедшие, сохраняя сознание,
обречены лежать без движения на протяжении веков под строгим присмотром богини,
царствовавшей в том мире. Профессор Ростовцев утверждает, что гимны и молитвы,
адресованные богам Вавилона и Ассирии, полны неподдельного религиозного чувства
и поэтического вдохновения. Вавилоняне в своей эпической поэзии старались
объяснить великие тайны природы, связанные с жизнью богов и людей.
Их рассказы о борьбе богов против Хаоса и созданных им чудовищ, о приключениях
Гильгамеша, о сошествии Иштар в страну мертвых по своей образности сравнимы с
их резными изображениями, на которых цари и солдаты, лошади и львы, колесницы и
копья переданы с такой художественной выразительностью, что и сегодня выглядят
устрашающе.
Чудеса, которые демонстрируют могущественную волю,
Огромная сила и непревзойденное мастерство,
Которые не ищут похвалы,
Слишком слабой, чтобы достичь такой высоты.
Сохранением вавилонских и шумерских мифов мы в значительной степени обязаны
ассирийскому царю неовавилонского периода Ашурбанипалу, который правил в
Ниневии в 668 году до н. э. Решив собрать в своем дворце библиотеку, царь
приступил к систематической работе по сбору литературных произведений. Он
послал переписчиков в древние города, центры ученой мысли – Ашур, Вавилон, Кута,
Ниппур, Аккад, Эрех и многие другие, чтобы сделать копии с хранившихся там
древних трудов, а когда они попадали в Ниневию, делал с них новые копии для
дворцовой библиотеки сам либо поручал это своим переписчикам. В любом случае
царь сличал тексты лично перед тем, как поместить их в библиотеку. Появление
табличек с текстами из его библиотеки предполагает, что он создал мастерскую,
где глину очищали, замешивали и формовали из нее однотипные таблички правильной
формы. Существовала также промышленная печь, в которой их обжигали после
нанесения надписей. Удивительно единообразие таких надписей, а ошибки в них
встречаются очень редко. Ашурбанипал интересовался литературой шумеров, народа,
населявшего Нижний Вавилон в 3500 году до н. э. и позднее. Он и его переписчики
сделали двуязычный список знаков, слов и предметов всех классов и видов – все
они воистину бесценны для современных студентов, изучающих шумерский и
ассирийский языки.
Греки позаимствовали у вавилонян один миф – о Таммузе – Адонисе. Как утверждает
Фрейзер в «Золотой ветви», каждый год Таммуз умирал, покидая веселую и
радостную землю и переходя в мрачное подземное царство, и каждый год его
божественная супруга отправлялась на поиски его. В середине лета смерть Таммуза
оплакивали все мужчины и женщины на земле. История о сошествии в страну мертвых
Иштар, возможно, была создана из гимнов, которые пели на траурных церемониях в
середине лета. Как и Осирис, Таммуз олицетворял растительность, которая умирает
и возрождается снова.
ПЕРСИДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В то время когда ассирийские цари неовавилонской эпохи создавали мифологические
циклы, а египетская и греческая мифологии расцвели пышным цветом, оригинальная
персидская или иранская мифология приостановилась в своем развитии;
в последующее время почти все записи были уничтожены. Это произошло в
царствование Дария (VI век до н. э.) из-за подъема маздеистского, или
зороастрийского, дуализма – течения, которое, будучи признанным царем и
правящими классами, лишило старую мифологию своего первоначального значения и
ценности.
Зороастрийский дуализм являлся религией, которая находилась на более высоком
уровне развития, чем религии Египта и Вавилона. Профессор Ростовцев утверждает,
что, как и иудейские пророки, Зороастр достиг концепции единого духовного бога
– Ормузда, или Ахурамазды, в котором воплощены принципы добра, тогда как
принципы зла олицетворял Ариман, он же Ангра-Майнью. Эти два принципа находятся
в вечном противостоянии в жизни и в природе, и в этой борьбе участвуют люди.
Человек ответственен за свои действия, как хорошие, так и плохие; он хозяин
своей судьбы, его воля определяет линию поведения. Если он борется против зла,
признает Бога и заботится о чистоте своего тела и души, тогда по прошествии
четырех периодов в мировой истории по три тысячи лет каждый, когда настанет
время для окончательной победы добра над злом, Ормузда над Ариманом, –
воскрешения мертвых и последнего суда, – ему гарантировано место среди
спасенных и праведников.
Персидская религия имела сильное влияние на иудаизм и раннее христианство: царь,
который был поборником раннего зороастризма, покончил с вавилонским пленом и
|
|