|
следить развитие этой мысли.
Заметим еще, что обыденное общение людей может быть рассмотрено как
непрерывное обоюдное рефлексивное управление: почти каждое слово, жест, взгляд
представляют собой передачу некоторых оснований, которые предназначены для того,
чтобы приспособить или подчинить себе внутренний мир собеседника. Иногда мы
венчаемся со сложными многоструктурными формами рефлексивного управления, когда
одно и то же слово направляется разным лицам и преследует различные цели.
Например, одному просто сообщают об определенном факте, а другому передают, что
это точка зрения определенного лица.
Сложные рефлексивные структуры мы находим и при анализе художественного
текста. Можно попытаться осуществить формальное разложение художественного
текста в рефлексивный ряд. Различным кускам текста соответствовали бы различные
элементы ряда. Например: «Т — это мир глазами автора»; «Те1 — мир глазами Анны
Карениной»; «Те2 — мир глазами Вронского»; «Те2е1 — мир глазами Вронского с
точки зрения Анны» и т. п. Персонажи художественного произведения непрерывно
отражают друг друга и пытаются воздействовать на картины своих партнеров. Если
им это не удается, они погибают — таков один из законов жизни ли-
? Конец страницы 53 ?
? Начало страницы 54 ?
тературного героя, обычно плохо осознаваемый читателями, критикой и авторами.
Впрочем, Конан-Дойль очень четко реализовал этот закон в бесчисленных победах
Шерлока Холмса и поражениях его врагов.
В общении учителя и ученика первый «предъявляет» второму свой
внутренний мир, тем самым он помогает ученику формировать его собственный мир.
В традиционной школе подобные рефлексивные взаимоотношения непременно
сопровождают процесс обучения на всех его ступенях. Эти взаимоотношения —
важный фактор успеха. Поскольку обучающие машины пока еще не отличаются
рефлексивными способностями и их «внутренний мир» размещается в сотне-другой
ячеек памяти, нынешние предубеждения против обучающих машин нам представляются
вполне обоснованными.
Рефлексивные методы, вероятно, позволят по-новому подойти к построению
методик психологического эксперимента. В самом деле, когда физик проводит
эксперимент, результат «на выходе» в крайнем случае зависит от прибора, который
экспериментатор приводит в контакт с объектом. Когда же исследователь изучает
отдельного человека, результат опыта зависит от целей, средств и личностных
особенностей экспериментатора, которые правильно или неправильно отражаются
объектом исследования. Экспериментатор имеет дело с таким объектом, который как
бы проникает в его (экспериментатора) внутренний мир, вследствие чего результат
опыта может быть искажен. Например, преступник на судебно-медицинской
экспертизе, симулирующий слабость зрения, имитируя внутренний мир эксперта,
добивается благоприятного исхода экспертизы. С подобного рода проблемами часто
сталкивается психолог. Ему необходимо (владеть специальными методами
рефлексивного управления испытуемым. Как это ни парадоксально, с этими же
проблемами, возможно, столкнутся и инженеры. Техническая неисправность
кибернетических машин будущего будет напоминать скорее психическое заболевание,
нежели поломку выключателя. Средства технической психиатрии будут также
строиться на основе схем рефлексивного управления.
Рефлексирующие автоматы
Чрезвычайно заманчивым представляется рассмотреть возможности
рефлексивного взаимодействия человека и машины. Этим отчасти отдается дань
традиционной проблематике кибернетической литературы. Суть дела в том, что
логика рефлексивных игр позволяет взглянуть на проблему общения человека и
машины с новой позиции. Научные постановки
? Конец страницы 54 ?
? Начало страницы 55 ?
этой проблемы в настоящее время затрагивают главным образом разработку
специальных языков для составления программ обучения (математический аспект) и
принципов инженерного согласования входных (выходных) устройств электронных
вычислительных машин с психофизиологическими характеристиками человека
(инженерно-психологический аспект). Все то, что не охватывается этими двумя
аспектами, принадлежит к области фантастики, в том числе и разнообразные и
многочисленные попытки осмыслить социальные последствия этого общения1. Поэтому,
чтобы найти обоснованные подходы к социальному аспекту проблемы общения,
необходимо прежде всего нащупать основные механизмы, посредством которых
осуществляется или может осуществляться действительное общение. Предварительные
исследования и проведенные специальные эксперименты позволяют предположить, что
указанные механизмы целесообразно искать в сфере рефлексивного взаимодействия.
Здесь мы описываем результаты первых экспериментов, задуманных с целью
демонстрации возможностей реализации рефлексивного управления человеком со
стороны машины (программы). В экспериментах участвовали люди, работающие со
специально сконструированным устройством. Эксперимент представляет собой игру
между человеком и автоматом.
Исходные
|
|