|
военное насилие, люди страшатся диктатуры. Все эти понятия негативного
характера отождествляются в обыденном сознании с научной категорией конфликта
как явления вполне закономерного для любого общества. Находятся теоретики,
отрицающие конфликты и, наоборот, обосновывающие закономерность гармонии в
обществе в противоположность борьбе, конфликтам. Один из главных идеологов
властей Яковлев А., например, утверждает: «...принцип согласия, мира, гармонии
всегда и во всем, кроме редких исключений, является доминирующим... Вся история
есть история сотрудничества и поиска гармонии классов».15
Приходится считаться и с тем, что за многие годы обществу прививался
стереотип конфликтности только международных отношений и главным об-
Основы конфяиктодогии 26
разом между странами бывшей социалистической и капиталистической систем.
Наконец, еще один стереотип: как говорилось ранее, марксизм приучил
обществоведов, да и не только их, рассуждать лишь о макропроблемах, связанных с
противоречиями классовыми, межсистемными и прочими. Проблемы же микроотношений
— межличностные, межгрупповые всегда отодвигались на задний план как проблемы
второстепенные, неактуальные.
Трудности другого рода проистекают из односторонней критики бывшей
государственной идеологии. Пересматривая догматическое толкование диалектики,
социального единства общества и других постулатов, отбрасывается все
рациональное, содержащееся в марксизме, включая принципы диалектики. Последние
представляются методом так называемого тоталитарного мышления. Яковлев А. пишет
в пренебрежительном тоне о «так называемой диалектике». Однако понятие
«социальное единство» и «диалектика» не имеют отношения к догматизму.
Многовековая традиция диалектики известна, марксизмом она была воспринята от
передовой для XIX века человеческой мысли. Понятие «социальное единство»
характеризует целостность и стабильность социальной системы. Нет ничего
предосудительного и в понятии «социально-политическое единство», если под ним
подразумевать реальную общность политических и духовных ценностей,
характеризующую состояние общества, а невыдуманную пропагандистскую модель.
Следует подчеркнуть только одно: без диалектического подхода нельзя понять
природу социального конфликта, а игнорируя понятие социального единства, мы тем
самым лишимся возможности осмыслить
27_Лекция 1
конфликт как элемент общественной системы, поскольку таковая существует до тех
пор, пока включает социальное единство.
2. Методология и методы конфликтологии.
Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины
составляет комплекс философских, политологических и социологических идей,
аккумулируемых в теории конфликта. В различных направлениях исследования
конфликтов, рассмотренных выше (структурно-функциональной и конфликтной моделей
общества), отмечается существенное различие методологии.
Структурно-функционалистский подход, поскольку он акцентируется на равновесии,
стабильности системы, а конфликты рассматривает лишь как временное явление, как
дисфункцию системы, будет правильно отнести к разряду недиалектических
методологий. Противоположный ему подход — парадигма конфликта, ориентирующая на
изменение системы, представляющая конфликт как естественное явление в обществе,
связанное с объективными противоречиями, — является диалектическим.
Коренной вопрос той или иной методологии — вопрос с природе конфликта.
Решается он опять-таки по-разному, хотя в основе решений лежит собственно
социологическая концепция. Функционалисты исходят из социальной структуры
общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия,
а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, политической же
системе принадлежит иная роль — формирование и функционирование полиархии.
Последняя означает признание существования многих политически
Основы конфликтологии 28
активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ
конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием
больших социальных групп. Такая методология отражает американскую социальную
ситуацию, с рыхлой классовой структурой, со многими пересекающимися
противоречиями, носящими временный характер, как утверждают американские авторы.
В теории групп, разработанной американским политологом и социологом Д.
Трумэном, одним из условий демократии признается «текучее членство»; члены
общества включены во множество групп интересов, действительных и потенциальных.
Переход из одной группы в другую — не резкий, плавный. Возникающие
организованные группы интересов не могут следовать только собственным целевым
установкам, но должны учитывать также принадлежность своих приверженцев к
другим группам интересов. Поэтому при наличии таких групп возникающие конфликты
пересекаются и всегда содержат в себе тенденцию к равновесию, балансу интересов.
»16
Диалектическая методология (некоторые ученые называют ее структуралистской)
рождена на европейской почве, в социумах со зрелыми классовыми различиями и
противоположностью интересов больших социальных групп, в обществах, где в
последние два века постоянно развивались социальные и политические движения
левого толка. Эта методология, будь то марксистская или немарксистская,
увязывает анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее
|
|