|
борьбы. Исчезая, они заменяются социальными конфликтами. Но если даже утвердит-
Лекция 1
ся коллективизм, не будет «капитала», конфликты не исчезнут, классовая борьба
тоже. Одну форму классовой борьбы заменит другая. «Возникнут конфликты между
разными слоями трудящихся социалистического государства, между
«интеллектуалами» и «неинтеллектуалами», между разными типами политиков, между
ними и подчиненными, между новаторами и консерваторами»10.
В.Парето своеобразно понимал классовую борьбу. Тем не менее его прогноз
относительно постоянства конфликтов полностью подтвердился.
Г.Моска, также итальянский социолог и политолог, развивал ту же мысль о
постоянном характере конфликтов в обществе, связывая их существование с
разделением общества на господствующий «политический или правящий класс» и
управляемый класс — большинство народа. История общества постоянно остается
борьбой этих классов, насилие и конфликты здесь играют важную роль в
происходящих переменах и установлении стабильности.
Крупнейший немецкий социолог М.Вебер считал, что любое общество раздирают
коренные противоречия, в частности, между местом, занимаемым членом общества, и
его заслугами, между эгоизмом индивида и необходимостью подчинения, преданности
общественным интересам. Внутри общества имеют место различные конфликты между
группами, партиями, отдельными личностями. Власть неотделима от господства. Ее
существование свидетельствует о неравенстве, заключающемся в том, что один из
индивидов может навязывать свою волю другому. Господство предполагает наличие
«госпо-
Тот факт, что в социальной науке второй половины 19 и первых десятилетий 20
века так или ина-
Основы конфликтологии 2О
че рассматривались классовый и другие общественные конфликты, не означал
создания особого направления в науке вплоть до 50-х годов, когда такое
направление выделилось из социологии и политологии.
Новая отрасль знания теории конфликта возникла в США в противовес господству
структурного функционализма (Т.Парсонс). Начало конфликто-логии как отдельной
дисциплины было заложено в работах Л.Козера «Функции социального конфликта», К.
Болдинга — «Общая теория конфликта», Р.Дарендорфа — «Классы и классовые
конфликты в индустриальном обществе» и др.
В западной политологии сложилась одна из главных парадигм — парадигма
конфликта, наряду, между прочим, с парадигмами согласия и плюрализма. Эта
парадигма, с одной стороны, ориентирует мысль исследователя на выявление и
объяснение противоречий, конфликтов в системе общественных отношений, а с
другой — конфликт рассматривается лишь в рамках достижения и обеспечения
согласия и исключается из сферы взаимоотношений больших социальных групп,
прежде всего классов. Трактовка парадигмы конфликта отразила два
противоположных подхода в изучении конфликтов. Один подход — это подход с точки
зрения структурного функционализма и теории «человеческих отношений». Согласно
ему конфликты в общественной системе встречаются, но они носят временный
характер и скорее вписываются не в функции системы, а представляют дисфункцию,
патологию. Стало быть, природа их не объективна, а субъективна. При другом
подходе конфликт рассматривается как явление естественное, закономерное для
общества. Нормальное состояние общества — не гар-
21______________Лекция 1
мония, равновесие, а конфликт. Природа конфликта объясняется по-разному:
социально-психологическими факторами или же особенностями социальной структуры.
Сторонники первого подхода сосредотачиваются на разработке концепции
индивидуализации и распыления конфликта. А сторонники второго направления, в
конечном счете исходящего из марксизма, рассматривают конфликт как конфронтацию
социальных групп, в том числе классов, занимаются изучением
макросоциологических изменений, анализируют фундаментальные противоречия и
совпадение интересов социальных групп, масштабные процессы изменений в обществе,
преобразования общественных систем."
Наиболее четко прослеживается противоположность отмеченных подходов при
сопоставлении концепций Т.Парсонса и Р.Дарендорфа. Первый делает акцент на
сотрудничестве и интеграции, на равновесии системы; второй — на конфликте и
изменении. С точки зрения Т.Парсонса, каждое общество — устойчивая и стабильная,
хорошо интегрированная структура; каждый элемент общества, выполняя
определенную функцию, способствует поддержанию системы; функционирование
социальной структуры основано на ценностном консенсусе членов общества, что
обеспечивает его стабильность и интеграцию. Согласно концепции Р.Дарендорфа,
каждое общество изменяется в каждой своей точке; каждое общество пронизано
конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой
вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество построено на подчинении
одних членов общества другим.12
Отмеченный водораздел концепции интеграции и конфликта очерчен в одной из
последних работ
Основы конфликтологии 22
известного современного французского социолога А.Турена «Возвращение актора.
Социальная теория в индустриальном обществе» (1988г.). Автор говорит о «разных
социологиях»: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение
|
|