|
развитие которых может развалить это единство. Одни традиционные российские
ценности, в том числе — единая государственность и, тем более, православие
недостаточны для скрепления в целое такого многосоставного социального
образования, каким является Россия. Нужны современные идеи и ценности, понятные
большинству народа и притягательные для него.
Абсолютизация единства общества в его партийно-идеологической форме привела
к публичному отказу от самой необходимости социального единства и идеологии.
Нынешней правящей элитой была провозглашена концепция деидеологйзации. В
действительности же деидеологизация не состоялась, равно как и, мягко говоря,
оказалась некорректной критика принципа социального единства как такового.
Короткий период постсоветского времени показал, что идеологический вакуум в
обществе невозможен. Господствует или доминирует в обществе какая-то идеология,
светская или религиозная. В современной России — это антикоммунистическая,
либерально-консервативная идеология, она составляет духовную основу
политического режима и утверждающегося капитализма. Практика показывает, что
без единства основных, социально значимых групп и слоев населения нельзя
создать какую-либо новую социальную систему. Естественно, что, проклиная
коммунистическую идеологию, обвиняя ее во всех грехах, радикал-демократы
сознательно насаждают в стране ее антипод. Стабильность существования любой
социальной группы, как отмечает Козлова О., да и, добавим от себя, любого
сообще-
Основы конфликтологии 148
ства определяется осознанием своей внутренней общности. Такое осознание
осуществляется в идеологии, через идеологию. Не будучи подкрепленными
идеологией, общечеловеческие ценности превращаются в фетиш, не способный помочь
в разрешении социальных конфликтов.8 Отказавшись от идеологии, общество не
сможет быть единым целым и выполнять свои функции, осуществляемые социальными
группами.
Анализ социальных конфликтов как взаимодей
ствия противоположных больших социальных групп
не должен уводить нас от индивидуализации таких
конфликтов. Суть проблемы заключается в нахож
дении взаимосвязи двух концептуальных линий в
понимании социального конфликта, наметившихся
в западной литературе еще со времени Э.Дюркгей-
ма: признания лишь индивидуальных конфликтных
ситуаций и противоположной ей, идущей от Марк
са — ставке только на макроконфликты между боль
шими социальными группами, в частности, класса
ми. Принципиальный шаг по пути синтеза этих ли
ний осуществлен в том, как показано ранее, что
современная теория отказалась от жесткой дихото
мической модели классового конфликта, признав
закономерность плюрализма социальных групп.
Другая сторона проблемы — не только социальная,
но и гносеологическая (теоретико-познавательная):
в сведении социального к индивидуальному и, на
оборот, индивидуального к социальному. Ч
Социальные конфликты как столкновение круп-ных социальных групп по поводу
реализации их противоположных интересов, связанных со статусами, реально
осуществляются в виде групповых, организованных взаимодействий индивидуальных
агентов. Общий интерес или общая позиция, отста-
149_____________Лекция 4
иваемая социальной группой, становится реальностью для каждого члена этой
группы в той мере, в какой а) выражает взаимную зависимость индивидов в
жизненном пространстве в рамках социальной структуры, способа совместной
деятельности и культурной среды; б) будучи интернализованной, превращается в
социо-культурную матрицу мотивации поведения и деятельности; социализация
индивида есть процесс перехода социального в индивидуальное; в) воплощается в
системе общественной власти, в границах индивидуальных прав и свобод каждого.
Таким образом, социальное как общее существует через индивидуальное и в
индивидуальном. Социальный конфликт — это конфликт по поводу общезначимых
интересов, ценностей, позиций, наконец, условий жизни. Там, где между группами
или индивидами имеет место борьба, связанная с защитой общезначимых интересов,
проявляется социальный конфликт. В таком случае он составляет часть, элемент
более масштабного конфликта, а не ограничен рамками только индивидуальных
столкновений.
Индивидуальный агент конфликта выступает носителем социального, если: он 1)
часть реально действующей группы, участник совместного с другими членами группы
противоборства; 2) рассматривает и групповые ценности как свой общий интерес,
солидарен с группой во взглядах, являющихся предметом дискуссий; 3)
представляет группу, общность; 4) его действия оцениваются другими членами
группы и им самим как направленные на защиту общих интересов и позиций; 5) если
мотивы деятельности индивида принимаются за мотивы деятельности общности.
Основы конфликтологии 150
Социальный конфликт как столкновение больших общественных групп реально
проявляется в массе индивидуальных действий, поступков, событий. Однако в этом
|
|