|
С точки зрения марксизма, социальный классовый антагонизм и связанные с ним
конфликты объективны и закономерны; их социальная природа — система отношений
эксплуатации человека человеком. Социальный антагонизм порождается частной
собственностью. На его базе утверждается политическая власть (государство) как
машина подавления. Согласно марксизму, экономический и социально-политический
антагонизм исчезает только при коммунизме, тогда как социальные противоречия
остаются. Классовая борьба и революция — движущие силы истории. Марксизм
исходил в своем понимании общественного процесса из признания приоритетности
экономики. Вместе с тем его методология строилась на использовании
диалектического закона противоречия, разработанного в «Логике» Гегеля.
«Между классом пролетариев и классом буржуазии развертывается борьба,
которая, прежде чем обе стороны ее почувствовали, заметили, оценили... и
открыто провозгласили, проявляется на первых порах лишь в частичных и
кратковременных конф-ликтах».
Прав Запрудский Ю., когда пишет: «Марксистская теория ... не только не
прошла мимо проблематики социального конфликта, но можно считать, что
социальное состояние конфликта составляет классическую сферу ее интересов»2.
Однако парадоксальный факт состоит в том, что, как отмечает Дмитриев А.,
«теория общественного развития, рассматривающая в качестве главного
13___________ Лекция 1
источника прогресса крайнюю форму проявления социального конфликта — классовую
борьбу, демонстрирует в лице своих сторонников бессилие дать разумное
теоретическое объяснение вспышке разнообразнейших конфликтов, а тем более
оценить их в качестве современного источника общественного прогресса»3. А
некоторые из бывших «хранителей» святости марксизма свое бессилие прикрывают
извращением тех фундаментальных положений марксизма, которые в общем-то
подтверждены современной наукой и практикой. Так, академик-историк Яковлев А. в
своей книге «Предисловие. Обвал. Послесловие» характеризует марксизм как
«помешательство на идее классовой борьбы». «По Марксу, — утверждает автор, —
класс существует в силу антагонизма с другим классом». Классы эксплуатирующие и
эксплуатируемые «определяются противоположностью или конфликтом интересов». В
этом тезисе как раз проявляется основная некорректность. «Существует гармония
противоположностей. Сотрудничество классов, солидарность классов. И только
благодаря этому общество живет и развивается»4.
Оставим на совести академика превратное толкование основы существования
классов эксплуататоров и эксплуатируемых. В действительности, по Марксу,
антагонизм классов — не причина, а следствие экономической структуры общества.
Как писал Маркс, способ производства определяет социальный, политический и
духовный процессы жизни общества. Каждому, кто знаком с марксизмом, известен
этот основополагающий его тезис. Не все с ним согласны, но это уже другой
вопрос. Что касается «сотрудничества классов», благодаря чему общество якобы
«только живет и развивается», то как
Основы конфликтологии 14
раз в этом и таится некорректность. Сотрудничество классов, безусловно, имеет
место в любом обществе, но в рамках социального господства меньшинства.
Достаточно вспомнить историю российского общества со времени установления
крепостного права и до его отмены (а это более двух веков), чтобы понять
ложность тезиса отнюдь не Маркса, а академика Яковлева А. Какое же
сотрудничество было между помещиками-крепостниками и рабами-крестьянами? Скажем,
между Троекуровым и его холопами? Ведь крепостные крестьяне не считались за
людей, с ними поступали как с рабочей скотиной. Периодически вспыхивавшие
крестьянские бунты, восстания не изменяли их социального положения, но все же
приближали время освобождения.
Для читателя будет интересно знать отношение к теории классов и классовой
борьбы современных западных философов и социологов. Это отношение далеко не
однозначно негативное. Один из самых крупных французских социологов Р.Арон —
критик марксизма — в своем капитальном труде «Этапы развития социологической
мысли» (1967г.) писал: «Социология .Маркса — это социология классовой борьбы.
Некоторые ее положения имеют фундаментальное значение. Нынешнее общество
антагонистическое»5. «Маркс исходил из идеи основного противоречия интересов
между наемными работниками и капиталистами ... Но вместе с тем, наблюдая за
исторической реальностью, он, как никто, отмечал — а он, был замечательный
наблюдатель — наличие множества общественных групп. Капиталисты и рабочие, —
продолжал Р.Арон, - это две большие группы с поистине противоположными
представлениями о том , каким должно быть общество»6.
15________ Лекция 1
Что оказалось ошибочным во взглядах Маркса и марксистов? Абсолютизация
классовой борьбы, классовых конфликтов как якобы единственного источника
общественного прогресса. Из контекста марксистской теории выпала вообще
проблема социальной гармонии, социального единства как основного условия бытия
любой социальной системы. Обратившись к этой проблеме после революции
марксисты-ленинцы, догматизируя теорию своего учителя, впали в другую крайность
— отрицание социальных противоречий и конфликтов в постреволюционном обществе.
И только в 60-х годах стала пробиваться мысль о противоречивом характере
социального единства советского общества. Автор этих строк в 1966 г.,
анализируя диалектику данного общества, писал: «Социальная общность (единство) .
.. в действительности есть процесс. Она не исключает различий, переходящих в
|
|