|
Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде
других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество
эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот,
тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения
групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости
демократических обществ. Тем не менее конфликты неустранимы, они представляют
необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее
форму как власть, рынок, общественный договор и др. «Как только жизнь
возвысилась над чисто животным состоянием... в ней обнаружился внутренний
конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.
»1
Современная эпоха как раз отличается крайней степенью развития этого
всеобщего свойства жизни. «...Из всех исторических эпох, в которых этот
конфликт принял характер острого ... ни одна не обнаруживает его в виде
основного мотива и в такой мере как наша.»2 Многочисленные последователи
Зиммеля обосновывали мысль, что важнейшая практическая цель социологии —
способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество. Именно после работ
Зиммеля в научный оборот вошел термин «социология конфликта».
Эти исходные положения и послужили основой для создания к середине XX в.
теории конфликта в качестве самостоятельной области социологии. Эта задача была
решена главным образом усилиями двух выдающихся ученых — немецкого социолога
Ральфа Дарендорфа (р. 1929) и американского социолога Льюиса Козера (р. 1913).
Дарендорф в своих известных работах «Классы и классовые конфликты в
индустриальном обществе» (1957), «Современный социальный конфликт» (1988) к др.
рассматривает конфликт в качестве главной категории социологии и именует
поэтому свою социологическую концепцию теорией конфликта. Для него наличие
конфликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие
конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Повод к
подозрительности возникает тогда, когда обнаруживается общество или организация,
в которых не видно проявлений конфликта. Конфликты отнюдь не всегда являются
угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из
источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами
позитивных изменений.
1 Зиммель Г. Конфликт современной культуры. — Птг: Начатки знаний. 1923.
— С. 11.
2Там же.
В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником
конфликта являются неэкономические, а политические противоречия между
социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием
у других. Конфликты на экономической почве между рабочими и предпринимателями
сегодня лишены прежней взрывной силы и могут быть разрешены без применения
революционных методов, характерных для XIX в.
Современное общество выработало рациональные методы регулирования
конфликтов с участием в этом процессе властных структур. Основные положении
разработанной им теории социального конфликта можно свести к следующему:
1) поскольку отличительная черта любого общества — отношения господства и
подчинения, его атрибутом является конфликт;
2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения,
господство одних групп над другими: хозяев — над работниками, офицеров — над
солдатами, преподавателей — над студентами, государственных чиновников — над
всем остальным обществом;
3) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты
неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том
числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне
общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о
разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью
никогда не исчезают;
4) общность интересов людей, образующих одну группу, и различия интересов
разных групп по мере их осознания ведут к образованию различного рода
организационных структур, профсоюзов, партий, лоббистских объединений и т.п.;
5) именно эти структуры способствуют обострению конфликтов, особенно в
условиях чрезмерной концентрации власти в руках немногих и отсутствия у других
групп не только самой власти, но и возможности ее получить.
Классическим произведением современной конфликтологии стала работа Л.
Козера «Функции социального конфликта» (1956). Развивая идеи Вебера и Зиммеля о
всеобщности и универсальности конфликта, американский социолог дал в своей
работе глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни
общества. Им был сформулирован ряд положений, ставших теоретическим фундаментом
современной науки о конфликте:
1) постоянным источником социальных конфликтов является неустранимый
дефицит ресурсов, власти, ценностей, престижа, всегда существующий в любом
обществе. Поэтому пока существует общество, будет существовать в нем и
определенная напряженность, время от времени перерастающая в конфликты. Особую
роль в постоянной борьбе за эти дефицитные ресурсы имеет стремление людей к
власти и престижу;
2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом,
«закрытом», и демократическом, «открытом», обществе различна. В «закрытом»,
особенно в тоталитарном обществе, которое расколото на два враждебных,
|
|