|
конфликты существуют не только в обществе и в живой природе, но даже в
неорганическом мире наподобие «бесконечной войны моря против суши и одних форм
земной породы против других»1.
На самом деле при такой трактовке конфликта теряется сама его специфика,
ибо он отождествляется с любым взаимодействием, в том числе и в неживой природе.
Действительно, разве можно сказать, происходит ли между морем и сушей «война»
или «любовные связи»? Поэтому взаимодействие между ними можно назвать с таким
же основанием «конфликтом», как и «сотрудничеством» или даже «любовью».
1 Boulding К. Conflict and Defence: A General Theory. — N.Y.: Harper &
Row, 1963. — P. 217.
С указанных методологических позиций следует рассматривать и все другие
виды взаимодействий, когда речь идет о конфликте. Всякий конфликт как качество
социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их
интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в
мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он
заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный
отбор в природе — это «modus vivendi» животных, их способ существования и
поведения, основанный на инстинктах. В этом мире отношения между отдельными
особями характеризуются либо антагонизмом, либо сосуществованием. И это
положение вещей не основано ни на каких сознательных целях и интересах. Оно
вечно, как сама природа. И «компромисс» в «конфликте» между волком и ягненком
недостижим пока они находятся в естественной среде.
Справедливости ради следует однако отметить, что по вопросу о наличии
конфликтов в животном мире имеется и другая точка зрения, признающая
зооконфликты. Такова, например, позиция А. Я. Анцупова и А.И. Шепилова. Для ее
обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и «взаимодействие
между животными»1. Но в таком случае теряется само качество социального
взаимодействия, его специфика. С другой стороны, если социальное взаимодействие
понимать «в широком смысле», о чем пишут авторы, то и конфликт, следуя их
логике, также необходимо понимать в узком и широком смысле. Но это ведет к
неопределенности самого объекта исследования, к невозможности сформулировать
общие принципы и способы предупреждения и разрешения конфликтов и т.д.
1 ...Конфликты возникают только при социальном взаимодействии. При этом
если социальное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него
целесообразно включить и взаимодействие между животными... Поэтому в объект
конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты — конфликты
в животном мире. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.
– С. 81).
Конфликт
и соревнование
Следующий аспект рассмотрения специфики сущности конфликта касается его
соотношения с такими близкими по форме явлениями, как различного рода
соревнования: спортивные, культурные, рациональные. Когда команды или отдельные
индивиды участвуют в спортивной игре, в конкурсе на лучшую песню, в
математической олимпиаде, что это — конфликт или не
конфликт? По форме вроде бы конфликт, ибо здесь налицо такие его атрибуты,
как взаимодействие, конкуренция, стремление к достижению своих целей. Однако
назвать эти явления конфликтом, видимо, нельзя.
Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его
проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода
правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил,
процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласны
все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего от
конфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в
конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное)
взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу.
Второй момент, который необходимо учитывать при разграничении конфликта и
соревнования, состоит в том, что последнее или полностью представляет собой
игру или включает в себя множество ее элементов. Но всякая игра — это такая
деятельность, которая характеризуется переживанием удовольствия от самой
деятельности, имеет эстетическую природу, является свободной и бескорыстной.
Она обособлена и строго фиксирована во времени и пространстве. Наконец, игра
есть «упразднение обыденной жизни». Эти и другие качества игры, определяющие ее
сущность и значение и отличающие ее от конфликта, выделяет в своем классическом
труде «Человек играющий» известный теоретик И. Хейзинга1.
Как видно, несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности
соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт — это не
упразднение «обыденной» жизни, а напротив, утверждение «прозы» жизни; это не
переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т.д.
Конфликт — это не игра. Конфликт — это всегда серьезно!
1 См.: Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.— М.: Прогресс –
Академия 1992. – С. 9 – 40 .
3.2. Объект и предмет конфликта
|
|