|
рода общественным теориям, чтобы скрыть подлинные мотивы своей деятельности.
Любые общественные теории, любые идеологии являются ширмой, скрывающей за
внешне логическими построениями определенного рода действия, продиктованные
чувствами, пристрастиями и эмоциями. Таким образом, иррациональные пласты
человеческой психики детерминируют социальное поведение людей.
Утверждая основополагающую роль человеческой психики, В. Парето считал,
что социальная неоднородность общества является постоянным спутником
общественной жизни, ибо столь же постоянны различия биопсихологических качеств
индивидов. Социальная гетерогенность у Парето означала прежде всего деление
общества на массу индивидов управляемых и небольшое количество индивидов
управляющих, называемых элитой.
Смена элит и борьба между ними, по Парето, и составляют сущность самого
общества. Многочисленные и разнообразные конфликты постоянно сопровождают
процесс его развития, но их роль и значение зависят от конкретного этапа
развития правящей элиты. Они могут служить стабильности политической системы,
поддерживая состояние динамического равновесия, но могут вести и к радикальным
преобразованиям революционного характера, обеспечивая тем самым смену элит, их
постоянный «круговорот».
Наряду с Парето создателем современной теории элит является один из
основоположников политологии, итальянский юрист
Г а э т а н о М о с к а (1858-1941). Изданная им в 1896 г. работа о
«политическом, или правящем, классе» («Элементы политической науки») положила
начало развитию современных политических исследований. Г. Моска считал вечным
разделение общества на два класса: господствующий «политический класс», берущий
на себя все государственные функции и пользующийся вытекающими отсюда
привилегиями, и управляемый класс - неорганизованное большинство. Несмотря на
многовековые иллюзии, разнообразные мифы о народном представительстве и
суверенитете, реальная власть всегда находится в руках «политического класса».
Народовластие, реальная демократия и социализм - это все утопии, не совместимые
с законами общества и с человеческой природой. Власть никогда не может быть
властью народа, считал Моска. В лучшем случае она может лишь служить интересам
народа.
Моска стремился к разработке «научной политики» для того, чтобы в руках
правящей элиты она стала тем инструментом, который со временем обеспечит
формирование господствующего класса не на имущественной или другой подобной
основе, а на основе ума, способностей, образования и заслуг его представителей.
Достижение меритократического идеала («достойные у власти») Моска относит к
весьма отдаленному будущему. А до тех пор история останется борьбой классов,
где насилие и конфликты играют важную роль в процессе общественных перемен и
социальной стабилизации. Исход этой борьбы определяется соответствием качеств
того или иного класса конкретным потребностям эпохи.
Важное место в процессе общественного развития отводил политической
борьбе и насилию французский социолог и философ Ж о р ж С о р е л ь
(1847-1922). Он рассматривал насилие как основополагающую форму правления и
высшее творческое начало истории. В изданной в 1907 г. книге «Размышления о
насилии» им разработаны ключевые в его социально-политических построениях
понятия мифа и насилия. Ж. Сорель трактует миф как объединяющий и побуждающий к
действию эмоционально-психологический императив, основанный на вере. Миф
представляет собой неразложимую социально-психологическую целостность, которая
в связи с этим не может быть подвергнута рациональному анализу, критике,
опровержению. В нем находят свое выражение убеждения, чувства, интересы,
интуитивные стремления определенной социальной группы. К числу подобным образом
понимаемых мифов Сорель относил идеи таких крупных социальных конфликтов, как
революция и всеобщая забастовка. Социальные и политические конфликты в его
теории оказываются признаком иррационального характера общества и истории, они
отрицают идею социального прогресса и утверждают стихийное, иррациональное
движение масс.
Несколько иного типа политическую концепцию конфликта разрабатывал в
Германии Ф р а н ц О п п е н г е й м е р (1864-1943). Его преимущественно
интересовали вопросы происхождения государства и особенности социальных
процессов, протекающих в нем. Он считал, что в возникновении государства играют
решающую роль отнюдь не экономические причины. По Ф. Оппенгеймеру, государство
- это «правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей -
завоевателями - другой группе-завоеванным...» Резко критикуя теории,
объясняющие возникновение классов и государства внутренними факторами
социального и экономического развития, он объявлял их «источником всего
социологического зла в теории и на практике». Государство могло возникнуть
исключительно путем порабощения и подчинения людей. Со времени его
возникновения отношения между классами остаются, в сущности, неизменными.
Изменяются лишь формы эксплуатации - от физического насилия до экономического и
политического принуждения. «Примерно 5000 лет назад, - отмечал он, - в связи с
завоеванием неравенство проникло в тело человечества, и вся последующая история
является попыткой справиться с этой болезнью».
Весьма отличающуюся от теорий европейских мыслителей политическую
концепцию разрабатывал американец А р т у р
Б е н т л и. Его интересовала собственно политическая жизнь как процесс
политической деятельности в обществе. Основным понятием концепции А.Бентли
является понятие группы, в том числе и политической. В сфере политики такими
группами являются не только политические партии, но и другие политические
институты, смысл и назначение которых раскрывается только через анализ их
|
|