|
Новые мотивы в теоретическом анализе конфликта появляются в творчестве
польско-австрийского представителя социального дарвинизма, юриста Л ю д в и г а
Г у м п л о в и ч а (1838-1909). Признавая, что всемирная история - это
постоянная борьба рас за существование, он выводит сущность расовых различий не
из биологии, а из особенностей культуры. Источники конфликтов следует искать не
только в природе человека, но и в социальных феноменах различных по своему типу
культур. Отсюда и сам конфликт может приобретать различную окраску - от
жесточайшей резни до парламентских дебатов, - соответствуя особым потребностям
конкретных культурных форм жизни.
По мнению Л. Гумпловича, конфликты не являются единственно важным
социальным процессом. Не менее значим процесс социального единения, на основе
которого возникают более широкие социальные общности и государство. Однако
конфликт и здесь играет решающую роль, так как социальные группы объединяются
именно в результате конфликта. Единство новых укладов становится возможным лишь
как результат борьбы между отдельными группами.
Взгляды Гумпловича на природу социального конфликта можно свести к трем
основным тезисам: 1) конфликты составляют сущность исторического процесса; у
них различный характер, но они являются фактором прогресса; 2)дифференциация
общества на господствующих и подчиненных - явление вечное, следовательно,
конфликт тоже вечен; 3) конфликты способствуют единству общества, а также
возникновению более широких объединений.
В настоящее время у идей социального дарвинизма мало последователей. В
целом они скорее достояние истории, чем живой материал для построения
современных теорий общественного развития. Но отдельные из этих идей
представляются продуктивными, поскольку представители этого направления дали
описание разнообразных конфликтов, отстаивали их позитивное значение для
совершенствования социальных систем, указывали на закономерность постоянной
смены в обществе состояний конфликта и стабильности, войны и мира.
На рубеже XIX-XX вв. все усиливающееся влияние на разработку
проблематики конфликта стала оказывать с о ц и о л о г и я, которая
в отличие от социальной философии, выводящей знания об обществе из априорных
философских постулатов различных мыслителей, переходит к теоретическим
построениям на основе обобщения фактических данных, полученных с помощью строго
научных методов. Такие методы научного исследования, как статистические выборки,
анкетные опросы, сравнительно-исторические обобщения, создание теоретических
моделей изучаемых процессов, стали необходимым средством познания многих
общественных явлений, в том числе и конфликтных.
Разработка проблем конфликта осуществлялась разными направлениями в
социологии. Не все они признавали конфликт исходной категорией социологических
концепций, но все определенно подчеркивали важное значение конфликтов в жизни
общества и настоятельную необходимость их теоретического анализа.
Немецкий социолог Г е о р г З и м м е л ь (1858-1918) считается первым,
кто ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По крайней мере именно
так называется одна из его работ, изданная в начале нашего столетия. Г. Зиммель
предлагал заняться анализом «чистых форм» социального общения и взаимодействия.
Среди таких относительно устойчивых форм социального взаимодействия, как
авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и некоторые другие, должен
занять свое особое место и конфликт, который является не только нормальной, но
и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт способствует
социальной интеграции, он определяет характер конкретных социальных образований,
укрепляет принципы и нормы их организации.
Теоретические взгляды Г. Зиммеля разделяли в 20-е гг. XX в. социологи так
называемой чикагской школы, видными представителями которой были Роберт Эзра
Парк (1864-1944), Эрнест Уотсон Берджесс (1886-1996), Аббион Вудбери Смолл
(1854-1926). Они рассматривали социальный процесс в аспекте четырех
взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и
ассимиляции. Конфликты здесь занимают центральное место, поскольку представляют
своеобразный мостик для перехода от соревнования к приспособлению и ассимиляции,
являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен.
§ 3. Mapkcuзм
Марксистская социология уже в XIX в. внесла существенные коррективы в
господствовавшие представления о процессах общественного развития.
Марксизм на всех уровнях познания общественных процессов - сущностном,
всеобщем и конкретно-историческом, социологическом и политологическом признает
социальные конфликты, коллизии и антагонизмы как возможные, а в условиях острой
классовой борьбы в рамках так называемых антагонистических формаций - и как
неизбежные явления общественной жизни.
Вместе с тем следует отметить, что и марксизм оказался не в силах выйти за
пределы воззрений своего времени. Многие предрассудки эпохи XIX в. остались
непреодоленными в этой «самой последовательной революционной теории». Одним из
таких предрассудков было убеждение о возможности в будущем исключить социальные
конфликты из жизни общества. Высказывания К. Маркса о завершении предыстории
человечества и грядущем начале его подлинной истории, где исчезнут политические
революции, об изобилии материальных благ, которые польются полным потоком и
принципиально изменят природу общественных отношений, оставляли возможность
конфликтов лишь на уровне взаимоотношений в основном в рамках промышленной
фабрики. Более поздние соображения (В.И.Ленин) о том, что в социалистическом
обществе исчезнут антагонизмы и можно будет воспитывать «нового человека», не
|
|