|
трудно устранимы, что возникает вопрос о самой возможности решения поставленной
задачи.
Однако проблема остается, и попытки построения типологии конфликтов стали
постоянным занятием многих социальных исследователей. Оценивая их труды, можно
прийти лишь к одному бесспорному утверждению - произошел отказ от поиска единой
типологии как полного и однозначного отображения любого конфликта, что
предполагает признание множества типологий.
Как бы то ни было, противоречия и конфликты вечны и постоянны, их субъекты
в чем-то тоже постоянны, а потому существует необходимость хотя бы частичного
решения проблемы. В этой связи рассмотрим возможные подходы к ее решению.
Типологизировать конфликты можно с помощью, например, с и с т е м н о
г о п о д х о д а. Согласно этому подходу, действия системы и ее компонентов,
направленные на достижение цели с применением определенных средств, есть не что
иное, как осуществление функций системы и ее элементов. При этом функции
последних производны от функции системы, они направлены на достижение системных
целей. Однако, «работая» на главную цель, компоненты выполняют и свои
специфические функции, необходимые для достижения своей специфической (не
системной, а частной, частичной) цели. На этом часто основан внутрисистемный
конфликт.
Любая общественная система не является раз и навсегда данной, неизменной.
Она не абсолютна, ей присущи внутренние противоречия, она проходит этапы своего
зарождения и становления, развития и расцвета, упадка и гибели. Время является
непременной характеристикой системы.
Система постоянно испытывает на себе внутренние возмущения, являющиеся
результатом ее внутренней противоречивости. Компонент и система, часть и целое;
прерывное и непрерывное, структура и функция; внутреннее и внешнее; организация
и дезорганизация; разнообразие и однообразие - таков далеко не полный перечень
противоречивых сторон и отношений, присущих системам и порождающих конфликты.
Каждая из этих характеристик способна служить базой для выделения конфликтов
определенного типа.
Изучение структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальных
систем, предпринятое представителями структурно-функционального анализа (Т.
Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис и др.), привело к созданию различных типологий
структур и функций систем, так или иначе связанных с конфликтами. По Парсонсу,
например, можно выделить четыре обязательных требования к системе: адаптация к
внешним объектам, целеполагание, поддержание бесконфликтного отношения между
элементами системы (интеграция) и, наконец, поддержание институциональных
нормативных предписаний («ценностного» образца). Это, по сути, предпосылки или
условия бесконфликтного существования в обществе.
В отличие от Парсонса Р. Мертон сосредоточил внимание на дисфункциональных
явлениях, возникающих вследствие противоречий и напряжений в социальной
структуре. В работе «Социальная структура и аномия» он выделяет пять типов
приспособления индивидов в обществе (конформизм, инновация, ритуализм, ретризм,
мятеж). Отклонение от каждого из этих типов означает неизбежность конфликта -
либо с властью, либо с так называемой репрезентативной группой.
Новейшие версии структурно-функционального анализа (Р. Александер и др.)
модифицировали эти основные положения, однако основные идеи данной концепции
сохранились (статичное, внеис-торическое рассмотрение общества, абстрактный
категориальный аппарат, «некорректное поведение» индивида в описании
саморегулируемых систем и т.д.).
Вообще, надо заметить, что классификация противоречий в рамках системного
подхода по критерию этапности и последовательности их разрешения достаточно
уязвима. Как известно, в диалектике принято следующее описание
последовательности развития:
возникновение и созревание внутренних противоречий между элементами,
частями подсистем, т.е. становление системы, дестабилизация и разрушение
системы через борьбу и отрицание одной противоположности другой и переход к
новой системе. Современные исследователи признают возможность такого развития,
но не считают его единственно возможным. Напротив, получила широкое
распространение точка зрения, согласно которой изменения происходят не через
разрушение системы, а через рост ее упорядоченности и усложнения. Рост же
противоречий в системе рассматривается не как источник развития, а как причина
типичного антисистемного действия.
Деление конфликтов на внутри- и внесистемные имеет несомненное
познавательное и практическое значение. Особенно важна трактовка
внутрисистемных социальных противоречий конфликтов. В соответствии с
марксистской позицией, смена общественных систем объясняется, в частности,
непримиримыми противоречиями между новыми производительными силами и
устаревшими производственными отношениями. Такое упрощенное понимание
подверглось в современной социологии основательной критике. Л. Козер, например,
считал, что общества можно разделить на «ригидные» (закрытые) и
плюралистические (открытые). В ригидных большие группы (враждебные классы)
разрешают свои интересы через революционное насилие, в плюралистических же
существует возможность решения конфликта через разнообразные социальные
институты.
В этом плане представляют интерес воззрения Э. Гидденса. По его мнению,
каждый отдельный тип общества характеризуется плюрализмом форм господства и
эксплуатации, которые не могут быть сведены к единому классовому принципу.
Наряду с классовой эксплуатацией существуют другие виды эксплуататорских
отношений:
|
|