|
перевернутой: сейчас стало важным не столько «обогнать других», сколько «не
оказаться сзади», «не быть отброшенным на периферию». Не случайно, что «почти»
насильственные (а иногда и действительно насильственные) конфликты происходят
между теми, кто «включен», и теми, кто «исключен», причем эти конфликты
протекают в соответствии с традиционной схемой «войн между бедняками». Кстати,
самые нетерпимые, самые расистски настроенные люди - это почти всегда самые
бедные, хотя зачастую они действуют, так сказать, «в пользу третьей стороны»1.
Отмечая явную антифункциональную направленность конфлик-тологической
концепции Дарендорфа, не следует относить ее к политическому радикализму. Не
случайно сам Дарендорф называл себя современным либералом и резко критиковал К.
Маркса, обосновывавшего неизбежность крайних форм классового конфликта, вплоть
до открытой гражданской войны.
К е н н е т Б о у л д и н г, американский социолог и экономист, автор
«Общей теории конфликта», также стремился к созданию целостной научной теории
конфликта, описывая в ее рамках все проявления живой и неживой природы,
индивидуальной и общественной жизни. Термин «конфликт» находит здесь широкое
применение в анализе физических, биологических и социальных явлений. К.
Боулдинг, указывая на «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной
природы против других форм», считал, что даже неживая природа изобилует острыми
конфликтами.
В своей работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963) Боулдинг отмечал,
что «все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно
изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его
специфическом проявлении». Это положение несет основную методологическую
нагрузку как в «общей теории конфликта», так и в правовой по интерпретации.
Еще более усилилась ориентация на позитивное исследование конфликта в 70-е
гг., когда кризисные события предшествующего десятилетия поставили под сомнение
идею о равновесном состоянии общества. Особенно резкой критике в это время
подверг идеи бесконфликтного состояния общественного развития американский
социолог, виднейший представитель так называемой альтернативной социологии А л
в и н Г о у л д н е р (1920-1980).
С его точки зрения, основная задача социологии заключается в выяснении
причин конфликтного состояния общества и в поиске путей преодоления кризисных
ситуаций в общественном развитии. Глубинные основы кризиса западного общества А.
Гоулднер видел в деперсонализации человека, в разрушении целостного взгляда на
мир, в противоречивом отношении между знанием и властью.
Критикуя все существующие социологические подходы, в том числе и
марксистский, за идеологичность, Гоулднер пытался освободиться от идеологии с
помощью своей «критически-рефлексной» концепции. В социальной структуре
современного западного общества от выделял три класса: старую буржуазию, или
денежный класс капиталистов, пролетариат и, наконец, появившийся новый класс
интеллигенции. Особое внимание именно к этому классу составляет основное
содержание новой концепции. Обладание культурным капиталом и культура
критического дискурса (некая специфическая речевая общность) делают новый класс
единственной надеждой социального прогресса. Гоулднер подразделял новый класс
на две различные социальные группы: научно-техническую интеллигенцию и
интеллектуалов (гуманитарную интеллигенцию). Именно на интеллектуалов он
возлагал надежды, связанные с будущим общественного развития.
Резкой критике концепции бесконфликтного развития общества были
подвергнуты в работах Ч. Миллса и др. Однако в начале 80-х гг. вновь
достигнутое состояние относительного социального порядка все же стимулировало
усиление стабилизационной ориентации. Значительно способствовали этому процессу
объективные изменения, происходящие в современном мире, потребность в единстве
мирового сообщества перед лицом глобальных проблем. Одними из первых обратили
внимание на необходимость исследования глобальной (мировой) проблематики и
успешно использовали в этих целях «системное (глобальное) моделирование» члены
Р и м с к о г о к л у б а, международной неправительственной организации (1968),
объединившей усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных
стран мира. На первом заседании, состоявшемся в Риме (отсюда и пошло название
Клуба), особо подчеркивалось, что возрастающая взаимозависимость стран требует
нового глобального мышления, что национальные правительства, деятельность
которых ограничена коротким сроком от выборов до выборов, не в состоянии
эффективно справиться с долговременными фундаментальными проблемами, что
неблагополучие современного общества настолько многосложно, что больше нельзя
решать возникающие вопросы поочередно и по отдельности, поскольку между ними
существуют разнообразные неожиданные и непредсказуемые взаимосвязи. Широкий
международный резонанс получили положения и выводы самого первого доклада
Римскому клубу «Пределы роста» (1972), подготовленного научно-исследовательской
группой под руководством Денниса и Донеллы Медоуз - сотрудников Массачусетского
технологического института. При всем многообразии, даже полярности суждений о
достоинствах доклада, его несомненной заслугой можно считать то, что, изданный
в виде книги, он заставил весь мир обдумывать и обсуждать грядущие глобальные
конфликты и опасности - деградацию окружающей среды, демографический взрыв,
экономическое неравенство, - понять, что все это порождает настоятельную
необходимость опережающего мышления и опережающих действий взамен современной
практики, когда реакция на предкризисные или кризисные явления запаздывает.
Многочисленным обсуждениям на заседаниях Клуба подвергались вопросы
политического противостояния, конфликтов, войны и мира. Основным лейтмотивом
дискуссий по этим вопросам было убеждение, что мир - это не просто отсутствие
войны. Отсутствие войны - лишь один из симптомов мира. Только в условиях
|
|