|
борьбы, доведенная Сталиным до последовательного претворения в массовый террор.
Потом появились практические проявления более современных конфликтологических
моделей: борьба с диссидентами, попытки умиротворения производственных
противоречий в промышленности и сельском хозяйстве (издание законов о трудовых
коллективах и др.), и лишь с переходом к иному общественному устройству в
1990-х гг. наши ученые обратились к научным исследованиям в этой области,
стремительно догоняя Запад.
Понятно, что российская конфликтология имеет большие перспективы развития.
Хорошо или плохо, но от нее требуются не только академические изыскания, но и
предложения о путях решения конфликтных практических задач, таких как
противостояние в Чечне, несогласованность в действиях разделенной, согласно
Конституции, государственной власти, конфликты политических партий и многое
другое. Работы, подобные настоящему пособию, будут, несомненно, способствовать
просвещению по части стратегии и тактики разрешения и предупреждения конфликтов.
Особенно, если их прочтут те, кто определяет политику в таких вопросах.
Автор настоящей работы член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев - один из
зачинателей российских конфликтологических разработок. В течение последних лет
вышли из печати содержательные книги и статьи исследовательского и учебного
характера. Сейчас вниманию читателя представляется пособие весьма широкого
плана, в котором рассматриваются по существу все основные проблемы
конфликтологии, которые могут заинтересовать не только студентов высших учебных
заведений, будущих социологов и политологов, но и специалистов, связанных с
управлением социальными процессами.
Академик В. Кудрявцев
Исторический обзор
Глава 1
§ 1. Ранние представления
В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей
прошлых веков содержатся многочисленные и порой довольно глубокие замечания о
причинах всевозможных конфликтов и путях их преодоления. Тогда основным
средством разрешения конфликтов считалось применение «священной» власти
старейшин, вождей. Однако формирование личностных раннегосударственных структур
не всегда приводило к порядку, а зачастую еще больше обостряло социальную
несправедливость, усиливало и обнажало борьбу за существование. Именно поэтому
на протяжении столетий продолжали жить надежды на более совершенное будущее,
когда прекратятся войны во всех концах земли, исчезнут вражда и споры1.
Первые попытки рационального осмысления природы социального конфликта
принадлежат древнегреческим философам. Известный античный философ-диалектик Г е
р а к л и т (ок. 530-470 до н.э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и
социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Для него
все было подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в том числе и
нормы человеческого общения - в мире все рождается через вражду и распри.
Единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война - отец всего и
царь всего. Одним она определила быть богами, а другим - людьми, одних она
сделала рабами, других - свободными»2. Эти слова Гераклита – одна из первых
попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного
развития. Конфликты здесь предстают как атрибут общественной жизни, непременное
и важное условие общественного развития. Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе
как основе всех вещей разделял и другой философ-материалист древности – Э п и к
у р (341-270 до н.э.), который тем не менее считал, что негативные последствия
столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира. Так
мечты о бесконфликтном состоянии общества дополнились первыми теоретическими
рассуждениями.
Х р и с т и а н с к а я ф и л о с о ф и я в соответствии с заветами
Евангелия стремилась, особенно в начальный период своего развития, доказать
преимущества мира, согласия и братства между людьми. На рубеже II-III вв.
видные ее представители развивали аргументацию, направленную против вооруженных
столкновений, которая, однако, не оказала существенного влияния на естественный
ход исторического развития. Но уже в начале IV в. принцип несовместимости войн
с «учением Христа» ставится под сомнение.
Сложные и противоречивые оценки социальных конфликтов дала эпоха
Возрождения - период интенсивного культурного и идейного развития стран
Западной и Центральной Европы, переходный от средневековья к Новому времени. В
то время с резким осуждением социальных столкновений и вооруженных конфликтов
выступали такие известные гуманисты, как Т. Мор, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле,
Ф. Бэкон.
Э р а з м Р о т т е р д а м с к и й (1469-1536), в частности, не только
отмечал тот факт, что «война сладка для тех, кто ее не знает», но и указывал на
наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается, подобно
цепной реакции, вовлекая в орбиту своего воздействия все новые слои населения
страны.
Известный гуманист обращал внимание «на сложность примирения
противостоящих в конфликте сторон даже в том случае, если они стоят на сходных
духовных позициях. «Наибольшим абсурдом, - отмечал он, - является то, что
Христос присутствует в обоих враждебных лагерях, как будто сам с собой ведет
борьбу»1.
|
|