|
разнообразную природу. Оно одинаково сказывается при виде раненой птицы,
голодного зверя, выброшенной на берег морскою волною рыбы и больного дерева. Во
всем этом много трогательного!.. Нравственная сила спасает сироту от всех
козней; напротив, зависть и злоба мачехи подвергают ее наказанию, которое часто
испытывает она на родных своих детях, испорченных ее слепою любовью и потому
гордых, жестокосердных и мстительных.
С этой точки зрения особенно интересною представляется нам роль младшего из
трех братьев, действующих в сказке. Бо?льшая часть народных сказок, следуя
обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два —
умные, а третий —
дурень
. Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову
на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а
младший — глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он
простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной
безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова
хитрый
и
злой
в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый
[2]
. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее
твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием,
незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия
истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми,
но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их
неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное. В сказке
«Норка-зверь» три брата отправляются искать этого чудного зверя; им предстоят
многие опасности. Старшие братья обнаруживают при этом всю слабость духа и
отстраняют от себя трудный подвиг, но когда третий брат смелостью преодолевает
все опасности — они замышляют завладеть добытым им счастием и посягают на самую
жизнь этого добродушного дурня. На возвратном пути из стран подземного мира он
готов был уже подняться на Русь по нарочно опущенному канату, но братья
обрезывают канат и лишают его последней надежды возвратиться когда-нибудь в
родную семью. В такой беде его спасает то высокое чувство любви, которое не
допускает в сердце бедняка ни малейшего ожесточения даже после столь горестного
обмана. Оставленный в подземном царстве, младший брат заплакал и пошел дальше.
Поднялась буря, заблистала молния, загремел гром, и полился дождь. Он подошел к
дереву с надеждою укрыться под его ветвями от непогоды; смотрит, а на том
дереве сидят в гнезде маленькие пташки и совсем измокли от дождя.
Сострадательный дурень снял с себя одежду и накрыл птичек. Вот прилетела на
дерево птица, да такая огромная, что затмила собой дневной свет, и как увидала
своих детей накрытыми — спросила: «Кто покрыл моих пташек? Это — ты! Спасибо
тебе: проси от меня, чего хочешь!» — и по просьбе бедняка выносит его на своих
могучих крыльях на Русь.
Таково в немногих словах значение народной сказки. Нет сомнения, что в ней
найдется многое, что не может удовлетворить нашим образованным требованиям и
взглядам на природу, жизнь и поэзию; но если в зрелых летах мы любим
останавливать свой взор на детских играх и забавах и если при этом невольно
пробуждаются в нас те чистейшие побуждения, какие давно были подавлены под
бременем вседневных забот, то не с той ли теплою любовью и не с теми ль
освежающими душу чувствами может образованный человек останавливать свое
внимание на этой поэтической чистоте и детском простодушии народных
произведений?
Тексты сказок
Лисичка-сестричка и волк (№ 1—7)
№1
[3]
Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за
рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка
свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а
она не ворохнется, лежит себе как мертвая. «Вот будет подарок жене», — сказал
дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила
время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по
рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.
|
|