|
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки
Эта книга — первая широкая публикация сказок и мифов народов Чукотки и Камчатки,
сопровождаемая фольклористическим предисловием и комментариями.
В сборник включены мифы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки
азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков и ительменов.
В конце издания помещена этнографическая справка об этих народах, дан словарь
географических названий, непереводимых слов и терминов, употребленных в сказках
и мифах.
Сборник рассчитан на взрослого читателя.
ОБ УСТНОМ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОСТЕЙ ЧУКОТКИ И КАМЧАТКИ
Устное творчество коренных народностей Чукотки и Камчатки представляет важный
источник для всестороннего изучения и понимания их духовной культуры,
многовекового трудового опыта, общественного устройства и быта. Коренные
народности этих северо-восточных окраин Сибири — азиатские эскимосы, чукчи,
кереки, коряки, ительмены и другие — до Великой Октябрьской социалистической
революции не имели письменности. Их далекое историческое прошлое не
засвидетельствовано письменными памятниками. Первые достоверные документальные
источники об этих народностях, как, впрочем, и о коренных народностях Русской
Америки — эскимосах, алеутах и северо-западных индейцах, появляются лишь в
середине XVIII в. в связи с проникновением первых русских землепроходцев и
мореплавателей на Крайний Север азиатского континента, Аляску и Алеутские
острова. Что же касается научных исследований в области материальной и духовной
культуры аборигенов Чукотки и Камчатки, их родственных и неродственных языков,
то они по-настоящему начались лишь в конце XIX — начале XX в. и широко стали
проводиться в советскую эпоху. Таким образом, отсутствие письменных памятников
о древнем периоде жизни народностей этого региона компенсировалось научными
исследованиями в данной области русских и советских историков, археологов,
этнографов, антропологов, языковедов и фольклористов, выполнивших за последние
десятилетия большую полевую работу в районах северо-востока Сибири, на основе
которой осуществлен ряд важнейших теоретических исследований.
Фольклор аборигенных народностей Чукотки и Камчатки сохраннл много ценных для
науки сведений о далеком прошлом азиатских эскимосов, чукчей, кереков, коряков
и ительменов. Именно поэтому мы рассматриваем устное повествовательное
творчество аборигенов Чукотки и Камчатки не только как памятник народного
искусства, но и как источник изучения их исторического развития. Произведения
устного народного творчества бесписьменных народов не определяют точных дат
исторических событий в разные эпохи и периоды их жизни, но в этих произведениях
в той или иной, степени отображаются древние представления, обычаи, верования,
особенности быта, непосредственным образом связанные с производственной и
духовной жизнью народа на разных этапах его исторического пути.
Историко-этнографический аспект изучения фольклора и состоит именно в том, что
при отсутствии письменных свидетельств по истории конкретного народа мы
получаем из этого устного источника в ряде случаев достоверные сведения о
производственной деятельности, общественном устройстве, мировоззрении, ранних
формах искусства и других сторонах жизни людей в далеком прошлом. Так, во
многих устных произведениях народностей Чукотки и Камчатки рисуются яркие
картины охоты на дикого оленя, коллективной и одиночной охоты на морского зверя,
картины обмена продуктов оленеводства на продукты морского промысла между
оленеводами и приморскими жителями, даются сведения об общественном устройстве
(первобытная община, большая семья, одиночная семья, пережиточные явления
материнского и отцовского рода и другие виды социальной организации),
описываются межплеменные войны за обладание оленьими стадами и борьба между
приморскими общинами за охотничьи угодья; в них имеются свидетельства о
семейных обычаях, мировоззрении, о физическом воспитании охотника и воина, о
предметах материальной культуры, изготовленных из камня, глины, кости, шкур,
китового уса, дерева, о приручении животных, сведения о топонимах, указывающих
на места древних поселений той или иной народности, и т. д.
1
. Все эти-полезные сведения, сохраненные в народной памяти, могут быть
использованы в историко-этнографических исследоваииях о формах общественного
устройства аборигенов Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки в
различные эпохи их развития.
Развитие многообразных форм устного художественного творчества у разных народов
мира в большой степени зависело от конкретных условий жизни данного этнического
коллектива в определенных географических и климатических условиях, с присущими
этому коллективу способом производства и общими этническими признаками.
Традиционные формально-стилистические приемы тех или иных видов устного
творчества, часто совпадающие у разных народов мира или заимствованные одним
народом у другого, в условиях творчества конкретного этнического коллектива
способствуют раскрытию реальных исторических процессов, художественно
воплощенных в данном виде устного творчества. Возникнув в значительном своем
|
|