|
из первобытнообщинного коллектива и представляет обобщенный образ его члена.
Здесь судьба героя (героини) зависит от разных вредоносных существ (кэле,
тунгаков, великанов, «хозяев» различных объектов и явлений природы), с которыми
герой борется при помощи волшебных помощников, ниспосланной ему чудесным
образом магической силы, собственной смекалки и ловкости. Сказки подобного вида
Е. М. Мелетинскнй называет «мифами-быличками»
13
. Привлекая сравнительный материал по фольклору различных народностей крайнего
северо-востока Сибири и Северо-Западной Америки, автор приходит к некоторым
наблюдениям и выводам о характерных чертах палеоазиатского фольклора
древнейшего периода, хотя и не ставит перед собой цель систематической
классификации его жанров в целом.
Вопросы классификации жанров корякского повествовательного фольклора впервые
были поставлены в начале 40-х годов С. Н. Стебницким, который подразделял этот
вид устного творчества коряков на три основных жанра: 1) фольклор
мифологический, 2) фольклор исторический, 3) фольклор бытовой. «Мифологический
фольклор, — отмечал С. Н. Стебницкий, — наиболее богат и разнообразен, но при
всем разнообразии он представляет собой единый цикл мифов о Вороне-творце,
общий для всех палеоазиатских народностей чукотской группы (чукчей, коряков,
ительменов) и свойственный также эскимосам. Бытовой фольклор значительно беднее,
он содержит по преимуществу рассказы о хозяине — богатом оленеводе и работнике,
оленном батраке. Исторический фольклор содержит описание войн. В преданиях
чавчувенов (коряков-оленеводов) описываются по преимуществу войны коряков с
чукчами. В преданиях апукинцев и алюторцев (северо-восточные группы оседлых
коряков) — также войны с чукчами, но наряду с ними также и межплеменные войны —
войны оседлых коряков с коряками-оленеводами…»
14
.
К мифологическому фольклору С. Н. Стебницкий относит мифы, сказания и сказки о
животных
15
, в том числе корякские и ительменские сказки о вороне Кутхе — Куткыннеку
16
.
Далее С. Н. Стебницкий отмечает, что в мифологическом фольклоре коряков находят
яркое отражение картины духовной и материальной культуры древних коряков,
сведения о типах жилища, постройках-укреплениях и т. д. Исследование С. Н.
Стебннцкого о корякском фольклоре является ценным вкладом в изучение устного
творчества палеоазиатов Чукотки и Камчатки в целом.
Вопросы классификации жанров ительменского и керекского фольклора решались лишь
частично в сравнительно-типологическом плане, но специально не ставились.
Фольклор и язык маленькой народности кереков до последнего времени оставались
почти неизученными. Специальное изучение истории, языка и культуры кереков
по-настоящему было предпринято лишь в послевоенные годы
17
. В середине 50-х годов П. Я. Скорику удалось записать три текста. Несколько
текстов в 1969 г. записала В. И. Иунэвут, из которых один представлен в
настоящем сборнике. В 1971 г. В. В. Леонтьев записал и перевел восемь текстов.
Язык и духовная культура кереков уже в начале текущего века подверглись
интенсивной ассимиляции со стороны чукотского населения. Этот процесс
ассимиляции особенно быстро протекал в последние 40–50 лет, в результате чего
кереки, исключая несколько семейств, утратили свой родной язык и стали говорить
на чукотском.
Классификация жанров устного повествовательного творчества азиатских эскимосов
проводилась впервые в связи с публикацией переводов сказок азиатских эскимосов
18
. Эта классификация имела скорее методический характер (в целях
последовательности подачи материала по жанрам и сюжетам), но не претендовала на
какую-либо полноту и научную точность.
Для азиатских эскимосов были выделены следующие жанры: волшебные сказки и мифы,
героические сказании, бытовые сказки и рассказы, сказки о животных
19
. В отделе волшебных сказок и мифов представлены три вида (жанра) сказок:
космогонические предания о миротворчестве, волшебные сказки о борьбе человека с
вредоносными существами, сказки о похождениях шаманов. Термин «волшебные
сказки» принят условно и не означает традиционного понимания его в духе,
например, русской волшебной сказки. Героические сказания посвящены борьбе
сильных и отважных людей с таннитами-иноплеменннками, захватчиками и обидчиками.
В бытовых сказках и рассказах повествуется об обыденных ситуациях и реальных
событиях, оставивших след в памяти народа и закрепившихся в его устной традиции.
|
|