Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 336
 <<-
 
В. Г. Богораз выделяет следующие основные жанры чукотского устного творчества: 
1) рассказы «космогонического и мифологического» содержания; 2) сказки о 
чудовищах кэле; 3) шаманские рассказы; 4) бытовые сказки; 5) предания о войнах 
чукчей с соседними племенами и пришельцами-русскими; 6) сказки о животных; 7) 
заговоры; 8) песни. 2, 3 и 4-й виды сказок В. Г. Богораз объединил в один отдел.


К рассказам космогонического и мифологического содержания В. Г. Богораз относит 
сказания о сотворении мира, солнца, луны, звезд, различных животных; 
человеческого рода, рассказы обустройстве вселенной, о различных божествах, 
звездной системе и т. д. Ко второй группе он относит сказки о чудовищах (духах) 
кэле, шаманские рассказы и некоторые бытовые рассказы, «где фантастический 
элемент играет второстепенную роль». К третьей группе — исторические предания 
(«времен раздоров вести») о борьбе чукчей с соседними племенами, главным 
образом с таньгамн и айванами (под таньгами-иноплеменниками подразумеваются 
коряки, юкагиры, русские, под айванами — эскимосы). Особо выделяются им сказки 
о животных, а также разделы заговоров и песен, которым он дает соответствующую 
филологическую и этнографическую характеристику
7
. Классификация В. Г. Богораза в основном сохраняет значение и в настоящее 
время.


Л. В. Беликов при классификации устного творчества чукотского народа по жанрам 
учитывает «многовековой путь их (чукчей) социально-экономического развития от 
неолитической охоты на оленя и первобытнообщинного строя к общественному 
разделению труда и зачаткам социальной дифференциации…» Исходя из этой 
методологической предпосылки и принимая во внимание имеющийся фактический 
материал по чукотскому фольклору, Л. В. Беликов выделяет следующие его основные 
виды (жанры): «1) космогонические предания, т. е. рассказы мифологического 
характера о происхождении мира, светил и человека; 2) обширный цикл сказок о 
животных и 3) героические сказания о богатырях». Далее он выделяет жанр 
«архаических сказок, проникнутых фантастикой мифологического характера, — это 
сказки о злых чудовищах кэле и сказки о приключениях героя в стране белых 
медведей». Кроме того, автор отмечает раздел шаманских повествований, 
отражающих «языческие религиозно-обрядовые представления чукчей»
8
.


Отдельно от героических сказании Л. В. Беликов рассматривает исторические 
рассказы, «отразившие военные столкновения чукчей с казачьими отрядами капитана 
Павлуцкого в XVIII веке». К более поздним жанрам он относит сказки о сироте, 
«проникнутые ярким социальным содержанием». Из других жанров им отмечаются 
заговоры, песни и в зачаточной форме — пословицы и поговорки. К основным и 
наиболее распространенным жанрам чукотского фольклора Л. В. Беликов относит 
«космогонические предания, сказки о животных и героические сказания», которые 
раскрывают характерные черты устного повествовательного творчества чукчей
9
.


Особый интерес представляют исследования Л. В. Беликова в области жанра 
героических сказаний, впервые выделенного им в чукотском фольклоре, и жанра 
сказок о животных. Филологический анализ и классификация основных жанров и 
видов этого фольклора представлены в кандидатской диссертации Л. В. Беликова и 
в ряде статей, написанных им на основе этой диссертации и опубликованных в 
последующие годы
10
.


Е. М. Мелетинский к первой жанровой категории сказки относит «предания о 
событиях мифической эпохи, предшествующей современному состоянию мира»
11
. Главным персонажем этих преданий выступает культурный герой — творец мира, 
света, огня, человека, животных, рельефа местности и т. д.

В роли культурного героя «преданий о событиях мифической эпохи» в фольклоре 
палеоазиатов выступают такие персонажи, как ворон, создающий живой и неживой 
мир, брат и сестра, попадающие на небо и создающие дождь и грозу, 
человекоподобный творец, живущий на небе и регулирующий жизнь земных существ.

Ко второй жанровой категории относятся рассказы, действие которых происходит в 
то время, когда миропорядок уже был прочно установлен
12
. В этом жанре героем выступает чаше всего безымянный «один человек», ведущий 
жизнь обыкновенного охотника, или женщина, попадающая в сложные жизненные 
ситуации. Безымянный герой (или героиня) в сказках этого вида еще не выделяется 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 336
 <<-