|
Кутылан подошел. Тот и говорит ему:
— Отсюда я вернусь в Тыкыгак, в мой Тыкыгак. Там в Тыкыгаке мне не поверят, что
я повстречал такого человека, как ты. Что же мне взять с собой для
доказательства?
— И мне в Уназике не поверят, что я повстречал тебя, — сказал Кутылан.
Говорит тогда Асисак из Тыкыгака:
— Сними с меня ошейник
69
.
Не снимается ошейник через голову, очень туго на шее сидит. Потянул тогда
Кутылан ошейник к себе, он и прошел сквозь шею.
— Возьми и ты мой ошейник, чтобы домашние поверили, — сказал Кутылан.
Потянул за ошейник, снял его сквозь шею и дал Асисаку. Так и поменялись они
ошейниками. Асисак из Тыкыгака говорит:
— Поедем со мной в Тыкыгак! Тыкыгак совсем рядом.
Отвечает Кутылан:
— Нет, не поеду я в Тыкыгак!
— Если не веришь, что близко, так послушай, — говорит Асисак.
Прислушался Кутылан, и правда: совсем близко пение слышится. Но все-таки
говорит:
— Не поеду я в Тыкыгак!
— Ну тогда полечу я домой один. Смотри, — сказал Асисак из Тыкыгака. Закричал
он, как гагара, поднялся вверх и быстро скрылся из глаз.
Подумал тогда Кутылан: «Я ведь за пищей пошел. Раз уж такое чудо со мной
приключилось, пусть и дальше так будет». Надел он на себя лямки и взлетел вверх,
волоча за собой нарту. Прилетел в Сиклук, приземлился и думает: «Еще ведь надо
припасы откапывать, примерзшие камни снимать. Пусть все само собой сделается».
Подходит к яме — примерзшие камни сами с места сдвинулись, и пища сама
откопалась, Положил он на нарту два тухтака
70
и снова думает: «Хорошо бы домой вернуться тем же способом!» Сделал несколько
шагов и поднялся со свистом вверх. Высоко летел и нарту с тухтаками за собой
тащил. Вот приблизился к селению, опустился на землю, дошел кое-как до своего
жилища. Зашел в сени и стал топать, чтобы жена услыхала, что муж вернулся.
— Кто там? — спросила хозяйка. — Ты что с полдороги обратно вернулся?
— Да нет, почему же, я ведь с тухтаками, — ответил Кутылан.
— Ого! — удивилась жена и вышла в сени.
Отнесли они тухтаки в хранилище. Внесли в сени нарту, и лег Кутылан спать. А
тухтаки только на другой день разрезал.
И стал Кутылан с тех пор большим шаманом. До встречи с шаманом Асисаком из
Тыкыгака Кутылан никогда не летал, а тут летать стал.
Так, сказывают, было. Человека из Тыкыгака звали Асисак, а человека из Уназика
— Кутылан. Односельчане Кутылана видели у него на шее ошейник Асисака и не
сомневались, что он встречался с летающим шаманом из Тыкыгака. Асисак же из
Тыкыгака своим односельчанам показывал ошейник Кутылана, чтобы они не
сомневались, что он знаком с шаманом из Уназика. Вот как встретились эти два
человека, один из которых мог летать так далеко. Все.
10. Охотник и великаны
Рассказал в 1941 г. житель сел. Чаплино Провиденского р-на Налюгьяк, 68 лет,
неграмотный; зап. и пер. Е. С. Рубцова. Публикуется впервые.
В сказках о великанах присущий фольклору чукчей и эскимосов гиперболизм
достигается путем емкого контраста: человекоподобные великаны и гигантские
сказочные птицы (орлы, чайки) несут или съедают одновременно по два или по
четыре больших кита, а вшами их оказываются лисы (ср. здесь № 4, 33, 34, 39,
57).
Разозлилась погода на байдары и унесла их. Выбросила где-то в южной стороне на
берег. Пошли байдарные охотники в темноте вдоль берега. Захотелось им пить,
поднялись наверх воду искать. Нащупали в темноте волчью ягоду. Положили в мешок
из моржового пузыря. Эта ягода им вместо питья служила. Идут они дальше по суше.
Ощупью пробираются. Кончились ягоды, снова воду стали искать. Искали, искали и
бруснику нашли. Положили ее в мешок вместо питья. Вдруг неподалеку в стороне
свет, похожий на звезду, увидали. Съели бруснику, снова стали питье искать.
Ягоду голубику нашли. Положили опять в мешок, дальше пошли. Мерцающий свет
|
|