Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Детский раздел :: Детская проза :: Сказки :: Русские сказки :: БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-
 
символ общности культурных и нравственных ценностей народов, населяющих 
обширнейшую территорию от Гималаев до Байкала. Недаром эпос «Гэсэр» называют 
Илиадой Центральной Азии.
Это можно в полной мере отнести и к сказочной традиции. В ней на почве 
этнической и языковой общности четко прослеживается родство монгольских, 
бурятских и калмыцких сказок. Несомненная типологическая близость 
обнаруживается и со сказочным эпосом соседних тюркоязычных народов — алтайцев, 
тувинцев, хакасов и якутов. Эти сходные черты исходят от первоначальной 
адекватности природной среды обитания, форм ведения хозяйства и склада мышления 
исторических предков этих народов.
Издревле жизнь насельника центрально-азиатских степей и сибирской тайги 
проходила на лоне природы. Его хозяйственная деятельность подчинялась ритму 
сменявших друг друга времен года. Природно-климатические условия породили 
особый тип цивилизации — кочевой. Степь с ее пастбищами и водопоями определили 
человеку быть скотоводом, а прилегающая к степи тайга и горы выработали в 
человеке качества охотника-зверолова. Не случайно до сих пор в народной 
традиции существует культ пяти видов домашнего скота, а 12-годичный животный 
цикл по лунному календарю, начинающийся с года Мыши и завершающийся годом 
Кабана, по мнению ряда, исследователей, появился прежде у народов Центральной 
Азии и прилегающих к ней областей — представителей классического кочевничества. 
И это органичная взаимосвязь и близость человека к миру природы определили 
особую «природную» философию мироощущения, которая пышным цветом расцвела в 
сказочном макрокосме, имеющем более древнюю основу прежде всего в сказках 
героических, волшебно-фантастических, поскольку они составляют наиболее древний 
и широкий пласт, обращенный к мифологии. В них налицо магические атрибуты: 
волшебный камень, вызывающий непогоду, живая вода, оживляющая мертвых, стрела, 
послушная заклинанию, книга судеб, обладающая даром ясновидения. Разнообразны 
отрицательные персонажи: многоголовые чудовища — мангадхаи, страшные звери и 
злые ханы. Но какое бы обличие ни имело зло и к каким бы уловкам оно ни 
прибегало, победа всегда остается на стороне добра, смекалка и ум торжествуют 
над темными силами, справедливость и великодушие — над жадностью и коварством. 
Утверждает эти светлые начала молодой герой, одаренный могучей силой, отважным 
сердцем и благородной судьбой.
Характерным элементом сказки является мотив дороги, пути, в котором и 
раскрываются качества героя. Потому он отправляется в странствие, будь то выезд 
богатыря на охоту или поход за суженой — невестой, что встречается в наиболее 
архаичных сюжетах. Или жажда познать мир и проявить себя, преодолеть испытания, 
которые могут выпасть на долю человека. Так, в сказке «Семеро старцев» главный 
герой — паренек-сирота, благодаря знанию семидесяти языков животных и птиц, 
узнает от вороны, как можно вылечить ханского сына, и с этим он успешно 
справляется. Казалось бы, сказке конец: герой достиг желанной цели, хан в знак 
благодарности хочет усыновить его. Но неугомонный кочевнический дух 
паренька-сироты и стремление приносить добро уводят его от ханского дворца, и в 
пути он обретает друзей, которых объединило одно желание — обойти всю 
землю-матушку. И дружба помогает им преодолеть все препятствия.
Особое место в старинных бурятских сказках занимает женщина — носительница 
народной мудрости. Ведь испокон веков она была хранительницей домашнего очага, 
благополучие семьи и рода во многом зависело от нее. Не об этом ли 
свидетельствует старинная поговорка:


Хорошая жена,
как солнце и луна.


А уму женщины и ее смекалке воздается в поговорке:


Бывает сабля молнии острее.
Бывает женщина мужчин умнее.


Можно выстроить целый цикл сказок о слабоумном ханском сыне и его мудрой жене. 
Вот, к примеру, одна из популярнейших в народе сказок — «Алтан-Хайша — Золотые 
ножницы». Содержание сказки сводится к следующему: постаревший хан, озабоченный 
дальнейшей судьбой своей страны, велит разыскать и сосватать для единственного 
сына умную девушку, которая могла бы помочь управлять недалекому мужу его 
подданными. Объехав все государство, посланцы хана находят невесту в одной 
бедной семье. Благодаря своему светлому уму и проницательности простая женщина 
после смерти хана становится правительницей страны.
В ряде сказок женщина-героиня имеет небесное происхождение. В этом прямой 
отголосок народной мифологии. Так, согласно древнейшим легендам, 
прародительницей таких бурятских племен и родов, как хори, хонгоодор и шошоолок,
 является лебедь. Поэтому в силу своего неземного происхождения женщина 
обладает чудесным даром, всякий раз выручает мужа, дает ему мудрые советы, 
помогает герою беспрепятственно подниматься на небеса и добиться в конечном 
счете своей цели (сказка «Молодец и его жена лебедь»).
Женщина в сказочном эпосе предстает не только умной и мудрой, но и большой 
мастерицей, умелицей. «Большой искусницей была красавица Ногоондар: из шелка 
размером с мизинец могла сшить двадцать халатов, а шелком размером с ладонь — 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-